Оценка персонала организации несет в себе несколько важнейших функций и выполняет ряд задач.
На наш взгляд, основными функциями оценки являются:
оценка рабочих мест и должностей по показателям, определяющим сложность труда на данном рабочем месте или должности, с целью установления разряда и группы оплаты по данной должности;
оценка профессиональных качеств и знаний наемного работника, занимающего определенную должность с целью решения предпринимателем вопроса об индивидуальной корректировке заработной платы этого работника в пределах данной группы оплаты;
оценка эффективности и качества выполненной работы по итогам определенного периода времени или по окончании заданного объема работ с целью решения вопроса о соответствии занимаемой должности, повышении в должности и группе оплаты.
Основными задачами оценки сотрудников, по нашему мнению, являются:
распределение рабочих мест и должностей по разрядам и группам оплаты;
решение вопроса об индивидуализации заработной платы конкретного работника;
мотивация наемных работников к эффективному и качественному выполнению своих обязанностей;
решение вопроса о подготовке и переподготовке кадров;
решение вопроса о соответствии сотрудников занимаемой должности и их продвижении по службе, понижении или увольнении.
Любая оценка представляет собой систему показателей, которые отражают качественные и количественные характеристики по предмету оценки.
Система оценочных показателей должна удовлетворять определенным требованиям к ней, а именно:
объективность и достоверность;
универсальность, т.е. применимость ее ко всем подразделениям организации и ко всем категориям персонала;
наличие определенных стандартов и норм оценки;
наличие определенной цели, вытекающей из требований к совершенствованию управления персоналом и стимулирования работников;
наличие качественных и количественных характеристик результатов деятельности наемных работников;
наличие определенного метода оценки;
каждый сотрудник должен оцениваться только по тем показателям, которые зависят от его трудовой деятельности;
возможность перевода оценочных показателей в стандартизированный масштаб для обеспечения их сравнимости;
учет динамики изменения оцениваемых характеристик.
Предлагаемая схема процедуры оценки результатов деятельности работников представлена на рис.
Мы предлагаем следующий принцип процедуры оценки.
Выбор ряда показателей, соответствующих цели оценки. Показатели должны быть представлены как в количественных, так и в качественных характеристиках. Количественные показатели выражаются в числовых величинах, а качественные показатели могут быть оценены в баллах, соответствующих сущности показателя.
Разделение обязанностей работника по отдельным видам частных работ с определением их доли в общих затратах рабочего времени. Это особенно актуально при оценке рабочих мест и должностных обязанностей работников. Связано это с тем, что в функции одного и того же работника могут входить работы, имеющие различную степень сложности труда и требующие различного уровня профессиональных знаний и навыков. Так, в функции рабочих различных специальностей могут входить как работы, требующие высокого уровня мастерства и ответственности, так и простые работы, не требующие высокой квалификации, но предполагающие наличие ручного труда. Поэтому необходимо определить доли различных работ в затратах рабочего времени и в соответствии с ними вывести среднее значение по данному показателю.
Рис.1. Обобщенная схема процедуры оценки
На основе средних значений показателей с применением статистических методов вычисляются стандартизированные показатели, пригодные для вычисления обобщающего показателя.
Определяется степень значимости каждого показателя. Причем сумма значимости всех показателей должна быть равна единице.
Вычисляется обобщающий показатель оценки на основании стандартизированных показателей и их значимости как сумма по формуле:
где По - обобщающий оценочный показатель;
Зi - степень значимости i-го показателя;
Пстi - i-ый показатель в стандартизированном масштабе.
При внедрении системы оценки на предприятии необходим полный охват оценкой всех работников предприятия. Это необходимо для того, чтобы можно было правильно определить сложность труда любого работника при установлении ему разряда оплаты и определить трудовой вклад каждого работника с целью последующего премирования или участия в прибылях.
На сегодняшний день в России существует определенная система оценки результатов деятельности рабочих, оплачиваемых по сдельной системе. Это достигается за счет наличия производственных норм на их труд. В то же время практически не существует система оценки рабочих, находящихся на повременной оплате. И уж совсем не существует оценочных показателей и норм для менеджеров, специалистов и служащих. Отсутствие обоснованной системы оценки персонала отрицательно сказывается на эффективности, производительности и качестве его работы, что приводит к ухудшению хозяйственных показателей предприятия в целом.
Соответственно, это указывает на необходимость наличия на предприятиях подразделений по управлению персоналом, но выполняющих не устаревшие функции, а нацеленных на создание на предприятии эффективной системы стимулирования работников, основанной на использовании современных методов стимулирования с системой оценки персонала.
В настоящее время для анализа индивидуальных качеств работников наиболее распространенными методами являются интервью, изучение характеристик, психологические тесты и участие в специальных семинарах в целях определения потенциала сотрудников, особенно при выдвижении на руководящую должность.
При этом интервью служит для того, чтобы получить предварительную информацию о будущем сотруднике. Психологические тесты и участие в специальных семинарах позволяют спрогнозировать будущую производственную деятельность претендента на должность. Тестирование личности в настоящее время практически не применяется, так как тестируемый может повлиять на результаты тестирования, понимая, какого ответа от него ждут.
Представляет интерес система оценки и ее критерии, принятые в АО "Электросила" с началом реформирования оплаты труда. В связи с тем, что в новой системе оплаты работников появился дополнительный фонд руководителя структурного подразделения, из которого начисляют доплаты, надбавки и премии работникам за достижение более высоких показателей, возникла необходимость в создании системы оценки, основанной на системе критериев и показателей для оценки деятельности работников.
Критерии и показатели закреплены в особом положении по оценке работников. Система критериев и показателей раздельна для трех групп работников: руководителей, специалистов и рабочих. Критерии оценки подразделяются на обязательные и дополнительные необязательные.