Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих конкурентное преимущество фирмы
Конкурентное преимущество фирмы характеризуется следующими показателями:
Доля рынка - это относительная доля рынка, измеряющаяся отношением объема продаж за некоторый период к объему продаж ведущего конкурента.
Качество продукта - относительная экспертная оценка качества продукта данного предприятия по сравнению с продукцией конкурентов.
Стадия жизненного цикла продукта понятие, широко используемое в стратегическом планировании. В большинстве случаев принято выделять четыре стадии: стадию введения (называемую также зарождения), стадию роста, стадию зрелости и стадию упадка (старения).Стадия введения продукта на рынок характеризуется прежде всего распространением среди потенциальных потребителей осведомленности о существовании нового продукта. На этом этапе дифференциации продукта мала, спрос неэластичен по цене, экономия на масштабах производства незначительна, отношение постоянных затрат на производство продукта к переменным как правило относительно мало.Стадия роста характеризуется быстрым ростом объемов продаж, растет дифференциация продуктов конкурентов, растет экономия на масштабах производства и отношение постоянных затрат к переменным, спрос становится все более эластичным по цене.
Стадия зрелости - это высокая степенью дифференциации продукта, выраженная сегментацией рынка, значительная экономией на масштабах производства, высокие значения отношения постоянных затрат к переменным и эластичность спроса по цене.
Стадия упадка характеризуется интенсификацией ценовой конкуренции, исключительно высокой эластичностью спроса по цене, уменьшающимся отношением постоянных затрат к переменным при сохранении значительной экономии на масштабах производства.
В методике SPACE жизненный цикл продукта аналогично другим показателям оценивается по шкале 0-6, что дает возможным более тонко оценивать положение в рассматриваемом измерении.
Цикл замены продукта - характеристика степени определенности срока жизни продукта (длительности его жизненного цикла).
Лояльность покупателей характеризуется степенью верности клиентов торговой марке. Такая верность может быть достигаема за счет разных способов и речь идет в данном случае о конечном результате.
Технологическое ноу-хау характеристика технологической экспертизы (знаний, опыта), находящейся в исключительном распоряжении данной компании.
Степень вертикальной интеграции под вертикальной интеграцией понимается объединение в рамках одной фирмы звеньев одной и той же производственной цепи. Например, производитель мебели приобретает лесозаготовительный бизнес (обратная вертикальная интеграция), или мебельный магазин (прямая вертикальная интеграция).
Факторы привлекательности (силы) отрасли
Показатель |
Оценка | |||
1 |
Потенциал роста |
Низкий |
3 |
Высокий |
2 |
Потенциал прибыли |
Низкий |
4 |
Высокий |
3 |
Финансовая стабильность |
Низкая |
4 |
Высокая |
4 |
Уровень технологии |
Простая |
4 |
Сложная |
5 |
Степень использования ресурсов |
Неэффективная |
4 |
Эффективная |
6 |
Капиталоинтенсивность |
Малое |
2 |
Большое |
7 |
Легкость вхождения на рынок |
Легко |
5 |
Сложно |
8 |
Производительность, использование ресурсов |
Низкая |
2 |
Высокая |
Сумма |
28 | |||
Среднее |
3,5 |
Примечания для экспертной оценки факторов, определяющих привлекательность отрасли
Параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность) в методике SРАСЕ используются следующие.
Потенциал роста - связан с оценкой общей емкости рынка и наличием соответствующих производственных ресурсов.
Потенциал прибыли - оценка нормы прибыли, которая может сложиться в отрасли.
Финансовая стабильность - условия функционирования типичного предприятия данной отрасли. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Уровень технологии - любые предприятия характеризуются определенным технологическим уровнем. Уровень технологии влияет на производительность труда рабочих и качество продукции.
Чем выше уровень технология, тем выше производительность труда, ниже затраты энергии и выше качество. С другой стороны, технологический уровень накладывает более высокие требования к квалификации рабочих и качеству оборудования.