9. Как будет вести себя в кризисной ситуации?
10. Насколько высока квалификация?
11. Каков предшествующий опыт?
12. Как ориентироваться в расходах и доходах?
13. Может ли работать самостоятельно?
14. Какое производит впечатление?
15. Готов ли к активной деятельности?
16. Какова сфера внеслужебных интересов?
Управленческий работник существует для того, чтобы создать возможности и условия для работы непосредственных производителей благ и услуг. Если управленческий работник не принимает участия в создании таких условий, то он должен быть уволен. Задача менеджера — желаемое сделать возможным, а потом реальным, организуя современными методами работу персонала и машин.
Для менеджера среднего уровня можно ввести следующие оцениваемые признаки:
• наличие управленческих навыков —
планирование;
координация;
выработка нестандартных решений;
администрирование;
использование ресурсов;
• навыки управления персоналом — обучение подчиненных;
контроль за деятельностью;
мотивация подчиненных;
координация усилий;
делегирование полномочий;
• степень личной ориентации — настойчивость;
приверженность целям;
отношение к новому;
повышение квалификации;
• качество работы —
необходимость контроля;
дисциплина;
эффективность результатов.
Более подробный перечень включает: знание экономики, организации производства, регламентирующих документов; умение четко поставить задачу, прогнозировать события, видеть внутрихозяйственные резервы; непримиримость к недостаткам; чувство нового; координация деятельности; плановость и ритмичность работы; повышение квалификации подчиненных; объективность оценок; оперативность принятия решений; четкость и грамотность мышления; умение схватывать суть вопроса; изобретательность и находчивость; обновление знаний; творчество; требовательность; уважительность к коллегам; настойчивость и упорство; конфликтность; чуткость, обаяние; квалифицированность; инициативность; отношение к реорганизациям; взаимодействие с другими подразделениями; рационализация документооборота; отношение к критике; вежливость и корректность; взаимопонимание; авторитет; соответствий должности.
Типовые характеристики конкретного работающего могут иметь вид:
• покладистый, застенчивый, успехи других не вызывают зависти, старается не обращать на себя внимание, не думает о карьере;
• работа доставляет удовольствие, успехи стали целью, не стремится к карьере, ведет себя гибко и тактично, сочетает служебные и личные интересы;
• работает только для удовлетворения своих потребностей, самолюбив, создает видимость занятости;
• принимает на себя ответственность, стремится к ней, способен сам себя контролировать, проявляет изобретательность и творческий подход;
• общителен, стремится к сотрудничеству, отменное здоровье, осваивает новые методы работы;
• успехи на работе скромны, ценит свои желания, иногда активизируется, считает «каждому свое»;
• честолюбив, настойчив, знает чего хочет, хороший организатор, умеет работать с людьми;
• предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности, беспокоится о своей безопасности, сравнительно нечестолюбив;
• стремится к интересной работе, готов пожертвовать частью благ ради успеха в работе, смел в действиях, умеет параллельно вести несколько работ, профессионально грамотен;
• справедлив, склонен к лидерству, умеет обучать, видит перспективу, предан делу.
В качестве примера приведем аттестационные признаки для стажеров фирмы «Хьюллет-Паккард».
1. Техническая компетентность.
2. Качество работы.
3. Продуктивность (умение использовать выделенные ресурсы.
4. Ответственность, надежность.
5. Работа в коллективе.
6. Способность к суждениям.
7. Понимание требований потребителей.
8. Инициатива.
9. Рабочая обстановка, техника безопасности.
10. Гибкость.
11. Планирование и координация работ. При оценке, например, бухгалтера используют следующие признаки:
• специальные знания;
• умственные способности (понятливость, способность планировать работу, способность к импровизации, способность к творчеству, организаторские способности, самостоятельность, умение вести переговоры, умение выражать свои мысли);
• стиль работы (качество труда, планирование труда, темп работы, напряженность, загруженность, готовность к загрузке, инициативность);
• сотрудничество (внешний вид, отношение к новым сотрудникам, отношение к коллективу, готовность к сотрудничеству, форма общения, отношения с начальством);
• способность к развитию.
В процессе оценки могут иногда случаться психологические ошибки:
• ореол — одно положительное или отрицательное качество оцениваемого работника заслоняет остальные;
• усреднение — оценщик выставляет оценки в середине диапазона, избегая крайних значений;
• снисходительность — происходит общее завышение выставляемых оценок;
• притяжение одноименных качеств — более высоко оцениваются качества, присущие самому эксперту;
• эффект свежести — завышенное значение последних во времени событий.
В результате оценки персонала формируются следующие документы:
результаты тестирования (экзаменов) профессиональных знаний и умений;
социально-психологический портрет личности;
медицинское заключение о работоспособности;
оценка деловых и моральных качеств;
анализ вредных привычек и увлечений;
оценка уровня производственной квалификации;
заключение аттестационной комиссии.
Задача комплексной оценки кадров управления имеет множество альтернативных вариантов, как с точки зрения применяемых методов исследования характеристик работников, так и с точки зрения формирования интегрального показателя. Нами разработан и экспериментально опробован метод комплексной оценки кадров управления с помощью рейтинга.
Рейтинг представляет собой сумму баллов, измеряющую потенциал работника на определенный период времени, в зависимости от сочетания качественных и количественных характеристик и исходя из принятой модели рабочего места.
Определение характеристик работника производится с помощью источниковедческого анализа, программированного контроля знаний, социологического опроса, психологического тестирования, лабораторных медицинских исследований, экспертных оценок, интервьюирования, анализа конкретных ситуаций, наблюдения.
Ранжирование элементов модели рабочего места осуществляется с помощью метода экспертных оценок и заключается в определении весовых коэффициентов отдельных характеристик. На данный период времени это один из возможных способов соизмерения показателей с различными единицами измерения. Имея характеристики работника и весовые коэффициенты, можно получить локальные показатели оценки каждого элемента в виде суммы баллов.
Оценка потенциала работника важна, так как она позволяет определить соответствие характеристик человека нормативной модели рабочего места, установить его профессиональную пригодность и будущую служебную карьеру. Основой оценки является нормативная модель рабочего места, весовые коэффициенты элементов модели и балльные оценки характеристик человека по элементам модели. Оценка персонала может быть определена с помощью совокупности методов[3; c. 102].