В предельно жестких условиях, предприятие в меру имеющегося у него реального инновационного потенциала начинает переходить на оказание тех услуг, которые имеют больший спрос, находить и осваивать на рынке новые ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство услуг и повышению их качества.
Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный потенциал Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микро уровне, это требует разработки и реализации, соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в сфере оказания транспортных услуг.
Инновационная стратегия как таковая отсутствует, а это значит, что отсутствуют и четко сформулированные цели по данному направлению деятельности.
Все реализуемые нововведения носят преимущественно единичный характер, то есть вносят изменения и улучшения в отдельных звеньях технологического процесса, и не оказывают существенного влияния на конечные результаты производства, новые услуги появляются, но на базе имеющихся технологий.
Кроме того, практически отсутствует какая-либо отчетность по инновационной деятельности, соответственно руководители не имеют достаточной аналитической основы для проведения оценки эффективности
данного вида деятельности и принятия обоснованных управленческих решений о дальнейшем развитии предприятия.
В современных условиях технико-экономическое планирование деятельности предприятия должно заключаться не только в формировании планов производства и оказания услуг, но и в разработке планов реализации нововведений, их ресурсного обеспечения, учете влияния результатов такой деятельности на функционирование предприятия.
Сопоставив данные анализа хозяйственной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров с результатами анализа инновационной деятельности, пришли к выводу, что активизация инновационной деятельности предприятий группы может стать основным направлением повышения эффективности функционирования предприятия.
Любые инновационные решения в процессе реализации связаны с высокими рисками (потеря вложенных средств, неприятие нововведения рынком, технические, технологические просчеты и т.д.), поэтому информация, на основании которой принимаются такие решения, должна быть максимально точной и объемной.
При выборе направления инновационного развития должны учитываться, прежде всего, имеющиеся технологические возможности предприятия. Оценка инновационного потенциала позволит объективно оценивать свои внутренние возможности, чтобы успешно заниматься инновационной деятельностью, привлекать внешних инвесторов и реализовать перспективные проекты.
Учитывая особенности деятельности предприятия необходимо решить проблему, связанную с разработкой теоретических и методических вопросов по измерению и количественной оценке технического прогресса, организации труда, организации производства и организации управления производством, а также природных факторов и выявлению их влияния на эффективность деятельности предприятия.
При оценке инновационной деятельности предприятия наряду с достигнутым уровнем необходимо принимать во внимание перспективный, прогнозируемый организационно-технический уровень. Если оценка прогрессивности уровня станет одним из основных показателей при проведении итогов деятельности предприятия и мотивации работников, то это будет действенным стимулом ускорения научно-технического прогресса.
Проблема комплексной оценки природных условий производства, технического и организационного уровня предприятия пока еще не решена. Отсутствует единая отраслевая методика, которая охватывала бы все многообразие условий и организации производства.
Слабая теоретическая разработка методических вопросов оценки организационно-технического уровня создает трудности в выявлении резервов и путей повышения эффективности работы, а также в экономическом обосновании инновационных мероприятий.
С учетом изложенных требований к оценке инновационного потенциала, на основе систематизации ряда известных показателей система оценки инновационного потенциала предприятия, представленная в таблице 3.
Система показателей оценки инновационного потенциала предприятия
Показатель |
Обозначение |
Формула |
КЗ 2006 |
2007 | |||||||
Финансовая составляющая | |||||||||||
Доля внутренних затрат на НИОКР и приобретения технологий в общих затратах на производство |
К1 |
Зниокр+Зт К1=------------ Зоб |
0,81 |
0,95 | |||||||
Наукоемкость выпускаемой продукции |
К2 |
Зниокр К2=------------ Vпр |
0,54 |
0,6 | |||||||
Обеспеченность интеллектуальной собственностью |
КЗ |
НА К3=------------ ВНА |
0,12 |
0,3 | |||||||
Доля затрат на приобретение нематериальных активов в общих внутренних затратах на исследования и разработки |
К4 |
Зна К4=----------- Зниокр |
0,5 |
0,8 | |||||||
Доля затрат на повышение квалификации и обучение кадров в общем объеме затрат на исследования и разработки |
К5 |
Зок К5 =------------ Зниокр |
0,67 |
0,99 | |||||||
Кадровая составляющая | |||||||||||
Доля занятых исследованиями и разработка в общей численности персонала предприятия |
К7 |
Чниокр К7 =----------- Чоб |
0,34 |
0,54 | |||||||
Обеспеченность кадрами высшей квалификации |
К8 |
Чвк К8 =----------- Чниокр |
0,57 |
0,86 | |||||||
Уровень зарплаты научно-технических специалистов |
К9 |
ЗПнтс К9 = ----------- ЗПп |
0,44 |
0,54 | |||||||
Материально-техническая составляющая | |||||||||||
Технико-технологическая база, предназначенная для НИОКР |
К10 |
Ониокр К10 = ----------- Ооб |
0,65 |
088 | |||||||
Прогрессивность оборудования |
К11 |
Опр К11 = ----------- Ооб |
0,71 |
1 | |||||||
Модернизация оборудования |
К12 |
Ом К12 = ----------- Ооб |
0,64 |
0,98 | |||||||
Коэффициент освоения новой техники |
К13 |
ОПФн К13 = ----------- ОПФ |
0,4 |
0,6 | |||||||
Информационная составляющая | |||||||||||
Расходы на информационную деятельность |
К14 |
Зид К14 = ----------- Зниокр |
0,3 |
0,5 | |||||||
Персонал, занятый информационной деятельностью |
К15 |
Чид К15 = ----------- Чниокр |
0,37 |
0,5 | |||||||
Рыночная составляющая | |||||||||||
Показатель освоения новой продукции |
К16 |
ВРин К16 = ----------- ВРоб |
0,8 |
0,89 | |||||||
Конкурентоспособность продукции |
К17 |
Цi К17 = ----------- Цi |
0,5 |
0,5 | |||||||
Технический уровень предприятия | |||||||||||
Фондоотдача |
Кт1 |
Qтп Кт1 = ----------- Сопф |
0,89 |
1 | |||||||
Фондовооруженность |
Кт2 |
Сопф Кт2 = ----------- Nсп |
0,61 |
0,8 | |||||||
Обновление ОПФ |
КтЗ |
Св Кт5 = ----------- Сг |
0,02 |
0,04 | |||||||
Износ оборудования |
Кт4 |
Си Кт6 = ----------- Спи |
0,1 |
0,2 | |||||||
Выбытие ОПФ |
Кт5 |
Свыб Кт8 = 1- ----------- Ст |
0,02 |
0,04 | |||||||
Организация труда | |||||||||||
Организация рабочих мест |
Kol |
n mi Ко1 = ∑ ----------- I=1 nm |
0,82 |
1 | |||||||
Дисциплина труда |
КоЗ |
tв + tц Ко5 = 1- ----------- Tобщ |
0,76 |
0,88 | |||||||
Использование квалификации персонала |
Ко4 |
Rф Ко7 = ----------- Rр |
1 |
1 | |||||||
Механизация труда |
Ко5 |
Tо Ко8 = 1- ----------- Tо |
0,82 |
0,98 | |||||||
Текучесть кадров |
Ко6 |
(Чс + Чпр) Ко9 = ----------- Чсп |
0,02 |
0,04 | |||||||
Организация управления | |||||||||||
Ритмичность продажи товаров или доставки грузов |
Ky1 |
Nпс Ку1 = ----------- Nобщ |
1 |
1 | |||||||
Качество выполнения управленческих функций |
Ку2 |
tорг Ку4 = 1- ----------- Tобщ |
0,94 |
1 | |||||||
Экономичность аппарата управления |
КуЗ |
Ан Чн Ку5 = ---- * ----- Аф Чф |
1 |
1 | |||||||
Показатель централизации функций управления |
Ку4 |
Чц Ку6 = ----- Чобщ |
0,85 |
0,98 | |||||||
Показатель организации рабочих мест и обслуживания |
Ку5 |
Nоо Ку9 = ----------- Nр |
0,75 |
0,85 | |||||||
Показатель условия труда работников управления |
Ку6 |
Sф Шф Оф Ку10 =a1 ---+ a2---+a3--- Sн Шн Он |
0,86 |
0,98 | |||||||
Показатель эффективности использования рабочего времени |
Ку7 |
Tнп Ку11 = 1- ----------- Tо |
0,94 |
1 | |||||||