Объем прибыли и направлений ее использования. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования предприятия.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Определение прибыли связано с получением валового дохода предприятия от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. В этом случае валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат и представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, включая в себя оплату труда и прибыль.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к такому объёму прибыли, который бы позволил предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется три основных источника получения прибыли:
первый - получение прибыли за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия.
Чистая прибыль определяется как разница между разными видами доходов и затрат предприятия за отчетный период. Распределение чистой прибыли дает возможность предприятию расширить деятельность за счет собственных источников финансирования.
Оценку финансового состояния предприятия.
Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.
В настоящее время не существует единой методики оценки инвестиционной привлекателности предприятия. Выделяется несколько групп методик. А именно:
Первая группа: оценка проводится на основе финансового состояния предприятия. Здесь рассматриваются и анализируются такие показатели как:
- ликвидность баланса предприятия;
- платежеспособность;
- деловая активность;
- финансовая устойчивость;
- эффективность использования.
Вторая группа: инвестиционную привлекательность предприятия оценивают, учитывая различные факторы, которые являются составляющими инвестиционной привлекательности предприятия. Здесь рассматриваются группы экономических индикаторов:
- привлекательность продукции для потребителя, рассчитывается как отношение объема производства к объему продаж (привлекательна, если коэффициент равен или больше 1);
- кадровая привлекательность, рассчитывается как отношение разности числа принятых на работу, числа уволенных и единицы к среднесписочной численности работников (должен быть больше 0);
- территориальная привлекательность, рассчитывается как отношение затрат на реализацию к общим затратам (коэффициент должен быть не более 0,5);
- финансовая привлекательность, рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке (должен быть не менее 15%);
- инвестиционная привлекательность, рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли на инвестиционные цели к чистой прибыли предприятия (должен быть 70%);
- экологическая привлекательность, рассчитывается как отношение штрафных санкций к чистой прибыли (должен быть равен 0);
- социальная привлекательность, рассчитывается как отношение средней заработной платы работника к прожиточному минимуму (должен быть больше 1).
Третья группа: оценка производится на основе интегрального показателя инвестиционной привлекательности. В данной методике для оценки инвестиционной привлекательности используется расчет группы коэффициентов, значение которых ранжируется по группам.
Таблица 1 – Группы коэффициентов
Показатели |
I |
II |
III |
IV |
Рентабельность собственного капитала |
>17,323 |
17,323-8,662 |
8,662-0,001 |
<0 |
Уровень собственного капитала |
>70 |
67,996-60,00 |
59,999-50,000 |
<50 |
Коэффициент покрытия в необоротных активов |
>1,1 |
1,1-1 |
0,999-0,800 |
<0,8 |
Длительность оборота краткосрочной задолженности |
1-60 |
61-90 |
91-180 |
>180 |
Длительность оборота чистого капитала |
1-30 |
>30 или -10-1 |
-30;-1 |
<30 или =0 |
Цена интервала |
5 |
3 |
1 |
0 |
Сумма баллов |
21-25 |
20-11 |
10-4 |
<4 |
Система ранжирования предприятий по группам происходит следующим образом:
1. Если, согласно произведенным расчетам, полученные показатели соответствуют показателям первой группы, то предприятие высоко рентабельно, платежеспособно и имеет дальнейшие шансы к развитию;
2. Если полученные показатели соответствуют показателям второй группы, то такое предприятие в целом платежеспособно, финансовая устойчивость на удовлетворительном уровне. Но, тем не менее предприятие не устойчиво к изменениям рынка и к различным факторам финансово-хозяйственной деятельности;