ВВЕДЕНИЕ
Сложившаяся напряженная ситуация в экономике постепенно охватила и банковскую систему, привела к увеличению числа кредитных институтов, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические показатели. В качестве причин, порождающих увеличение числа проблемных кредитных организаций, называют слабый анализ деятельности, низкий уровень менеджмента, отсутствие стратегического планирования, ошибки в проводимой банками финансовой политике, мошенничество в банках и прочие внутрибанковские проблемы. Несомненно, перечисленные факторы оказывают значительное влияние на устойчивость кредитной организации, однако было бы неправильно считать виновниками всех бед только сами банки. Убытки и мошенничество со стороны банков происходят в условиях, когда стимулы в экономике искажены, прибыль, полученная в результате принятия на себя спекулятивных рисков, попадает в частные руки, а убытки распределяются между всеми членами общества в условиях слабого контроля за спекулятивными сделками. С помощью организованного надзора и обеспечения жесткого соблюдения действующих норм иногда можно предотвратить случаи мошенничества, однако, этими способами невозможно предотвратить системные убытки, т.е. убытки, которые несет экономика страны вместе с ее банковской системой.
Банковская практика [38, 39, 40] доказала отсутствие единой универсальной методики определения финансового состояния кредитных организаций, которая могла бы давать комплексное определение и диагностику на различных стадиях, а в некоторых случаях и конкретные предложения по вывод кредитной организации из сложившейся кризисной ситуации. Схемы, разработанные ЦБ для работы с проблемными кредитными институтами, предусматривают меры как рекомендательного, так и принудительного характера, однако часто на практике санация кредитной организации осуществляется на поздней, запущенной стадии проблемности, когда уже даже меры принудительного характера мало эффективны. Распознание состояния кредитной организации (диагностика) один из основных базовых моментов, с которого должно начинаться антикризисное управление.
Во многих случаях ухудшение состояния проблемных кредитных учреждений начинается с хронической неплатежеспособности. Разрешение банковских проблем зачастую откладывается из-за нежелания или неспособности определить масштаб проблем. Плохая бухгалтерская отчетность скрывает размер убытков (как в фондах, так и в денежной массе). Неплатежеспособные кредитные организации на первых этапах могут легко скрыть свои убытки, маскируя сомнительные кредиты. Неспособность решать проблемы скрытых убытков создает систему ложных стимулов в банковском деле, приводит к нерациональному распределению ресурсов, ведет к дальнейшему усилению диспропорций в макроэкономике.
Основной целью данной работы является выработка конкретных рекомендаций по совершенствованию антикризисного управления кредитными организациями. К сожалению, данная тема еще очень слабо освещена в отечественной литературе: у нас практически отсутствует опыт проведения подобных мероприятий.
В ходе написания дипломного проекта эмпирической основой исследования послужили нормативные и публикуемые статистические документы ЦБ РФ, материалы семинаров и конференций, организованных ЦБ с участием представителей надзорных органов других стран, а также материалы периодической печати и опубликованные научные работы, перечень которых приводится в списке литературы.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основной тенденцией развития банковской системы до середины 1998 года являлась ориентированность на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего на рынке государственного долга, а также на привлечение вкладов населения и ресурсов с международного рынка капиталов. При этом в 1998 году банковская система стала испытывать негативное влияние кризиса международных финансов и растущего недоверия к рынкам развивающихся стран, которое отразилось в первую очередь на состоянии рынка государственного долга. Однако падения цен на государственные ценные бумаги до августа 1998 года имели ограниченные для банковской системы последствия, которые, кроме того, в определенной мере нивелировались действиями Банка России, в частности разрешением кредитным организациям перевести часть государственных ценных бумаг из портфеля для перепродаж в инвестиционный портфель.
Ограниченность сфер применения банковского капитала на отечественных рынках не позволила банкам изменить стратегию своего рыночного поведения в условиях нарастания кризисных явлений.
Доля кредитов хозяйству в течение 1998 года находилась на уровне 32-33 процентов от банковских активов, государственных ценных бумаг (без учета Сберегательного банка) – 11-12 процентов. При этом российские банки к началу 1998 года накопили значительные обязательства перед банками-нерезидентами по кредитам в иностранной валюте (12,7% пассивов), которые сохранялись и в 1998 году. В условиях неблагоприятного для развития банковской системы состояния финансов реального сектора экономики практически отсутствовала возможность расширения ресурсной базы банков за счет иных источников. Так, за период с 1.01.98 по 1.08.98 средства, привлеченные от предприятий, организаций, населения, снизились на 3 млрд. рублей, а их доля в пассивах осталась практически неизменной - 45% .
Другим фактором роста зависимости банков от рыночных факторов стало то, что банки, в основном, крупные, взяли на себя хеджирование валютных рисков нерезидентов, вложивших средства в ГКО-ОФЗ, путем проведения с ними срочных сделок на поставку иностранной валюты. Общий объем обязательств российских банков (без Сбербанка РФ) на поставку иностранной валюты нерезидентам, по состоянию на 1.08.98 составил 87,9 млрд. рублей, или 86% к их совокупному капиталу [40].
По информации Банка России число действующих в РФ кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, сократилось к 1 января 1999 года до 1476 с 1496 на 1 декабря 1998 (Таблица 1.1).
Число банков сократилось до 1447 с 1468, небанковских кредитных учреждений - увеличилось до 29 с 28. На 01.01.98 года в РФ действовало 1697 кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, в том числе 1675 банков и 22 небанковских кредитные организации. Число самых крупных из действующих в РФ кредитных организаций с уставным капиталом от 40 млн. руб. и выше возросло на 01.01.99г. до 201 с 132 на 01.01.98г. Число кредитных организаций с уставным капиталом менее 500 тысяч рублей на 01.01.99г. сократилось до 90 со 198 на 01.01.98г. (Таблица 1.2).
Самыми многочисленными являются группы кредитных организаций с уставным капиталом от 5 млн. руб. до 10 млн. руб., чей удельный вес от общего числа увеличился на 1 января 1999 года до 22.7% с 20.3% на 1 января 1998, а также с уставным капиталом от 10 млн. руб. до 20 млн. руб., чья доля на 1 января 1999 года увеличилась до 16.6% с 15.0% на 1 января 1998 года. [34]. Олигархи банковской системы (банки, с зарегистрированным уставным капиталом свыше 40 млн. руб.) находятся лишь на пятом месте. Однако, используют почти 92% активов всей банковской системы. Ниже приведены отдельные показатели деятельности коммерческих банков. Группирующим признаком таблицы является величина активов (Таблица 1.3).