К третьей группе принадлежат отрасли крупных предприятий, объединенных промышленных групп и комплексов, которые своим масштабом производства обеспечивают внутренний и внешний рынки. На выходе деятельности которых, а именно отраслей добычи полезных ископаемых, а так же добычи топливно-энергетических полезных ископаемых; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство машин и оборудования; станкостроение; производство транспортных средств и оборудования; производство продукции с/х, а так как и в выше указанных случаях производство и распределение электроэнергии, газа и воды; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов; производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака и т. д.
Данные три группы, как представителей национальной экономики необходимо развивать с помощью инновационного подхода.
Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта (далее – ВВП) за счет инноваций этих стран составляет более 75%. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7% прироста дохода бюджета.
Под инновационной деятельностью в российском законодательстве понимается деятельность направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги) и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции (товаров, работ, услуг).
Соответственно к инновационной деятельности относятся:
ü деятельность по коммерциализации технологий, передаче технологий;
ü выполнение и обслуживание научно-исследовательских, проектных, изыскательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги), нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте;
ü организация рынков сбыта инновационных товаров (работ, услуг);
ü осуществление технологического переоснащения и подготовки производства;
ü проведение испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг);
ü производство новой или усовершенствованной продукции (работы, услуги) и/или применение новой или усовершенствованной технологии в начальный период до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта;
ü трансформация знаний в объекты интеллектуальной собственности.
Инноватор – физическое лицо, занятое инновационной деятельностью.
Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность "де факто" и в соответствии с учредительными документами.
Инновационная организация являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу признается инновационным предприятием.
Инновационное предприятие, удовлетворяющее критериям Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" признается малым инновационным предприятием.
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте).
Инновационный проект – проект содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости, планы и мероприятия по реализации новых видов продукции, технологий, услуг.
В последствии, проведения инновационной политики в России мы и имеем право на приобретение товаров новейших разработок, быть представителями конкурентоспособной продукции, удовлетворить спрос на внутреннем рынке по доступной цене и множество положительных результатов.
Но, для достижения таких целей, как качественное обеспечение российского внутреннего рынка собственными силами и перевоплощение нашей страны в лидера-поставщика конкурентоспособной качественной продукции на экспорт, необходимо разработать инновационные мероприятия, без которых сама инновационная политика для приоритетных отраслей производств не является структурированной.
Реализация принципов, стратегий и методов в рамках программы внедрения инноваций предполагает учет отраслевой специфики путем создания отраслевых технико-технологических центров при крупных промышленных предприятиях страны, организованных в форме технопарков, технополисов, промышленных округов, бизнес-инкубаторов, привлечения к разработке и продвижению инновационной продукции международных транснациональных корпораций и других форм.
Программа внедрения инноваций для приоритетных отраслей производства должна содержать конкретные сроки ее реализации (например, 5 лет).
Первый этап программы является подготовительным, на котором создается правовая и организационная основа реализации инновационной политики, и включает в себя:
ü разработка законодательных и нормативных правовых актов, создающих основу для функционирования инновационной системы
ü создание Департамента инноваций Министерства экономики и промышленности;
ü создание Центра управления инновациями;
ü определение потребности в инновационных проектах в отраслях экономики;
ü создание механизмов предоставления государственной поддержки при реализации приоритетных инновационных и инфраструктурно-инновационных проектов;
ü проведение тендеров на разработку регламентов работы и создание отдельных элементов инновационной инфраструктуры;
ü проведение тендеров на создание региональных отраслевых инновационных подпрограмм, направленных на организацию технологической базы инноваций в приоритетных отраслях экономики и на внедрение процессных и продуктовых инноваций в производство.
На стадии организационного подэтапа (около двух лет) проводится комплекс мероприятий по организации взаимодействия и работы элементов инновационной системы по следующим направлениям: