Другой (наиболее многочисленной) подгруппой служащих являются специалuсты - экономисты, социологи, психологи, инженерно-технические работники. Они заняты созданием и внедрением в производство новых знаний (в форме теоретических и прикладных разработок), а также подготовкой вариантов решения отдельных технических, хозяйственных и управленческих проблем, выбор и принятие которых входят в компетенцию руководителей.
Различают специалистов высшей и средней квалификации. Первые осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами; вторые являются исполнителями работ.
Специалисты по должности могут быть главными, ведущими, старшими или иметь категорию, характеризуемую номером.
Третью подгруппу образуют другие работники, относящиеся к служащим. Они осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание. Это, например, кассиры, делопроизводители, коменданты.
Основной отнесения людей к одной из перечисленных групп (категории) персонала является занимаемая ими должность.
Оптимальная статистическая структура персонала предполагает соответствие численности работник различных должностных групп существующим объемам работ.
Структура персонала с точки зрения профессии, образования, стажа работы получила названия aналuтuческой. Она может быть общей и частной, отражающей соотношение отдельных категорий работников в ее рамках.
Под профессией следует понимать комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области. Например, можно говорить о профессии инженера, юриста, экономиста, врача.
В пределах каждой профессии выделяются спецuальностu, связанные с выполнением более узкого круга функций. Так, специальностью в рамках профессии юриста будет гражданское право, уголовное право, государственное право и проч.
Опыт, навыки, знания формируют квалифuкацuю, т. е. степень профессиональной подготовки, необходимой для выполнения данных трудовых функций.
Различаются квалuфuкация работы и квалuфuкацuя работника. Первая представлена совокупностью требований к тому, кто ее должен исполнять, вторая - совокупностью профессиональных кaчecтв человека.
Мера квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность на необходимом уровне выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, ycпeшно ocваивать новое и быстро адаптироваться к меняющимся условия.
В основе профессиональной компетентности лежит профессuональная пригодность, т. е. совокупность психических и психофизиологических особенностей, которыми человек обладает для осуществления эффективной деятельности.
Профессиональная пригодность бывает потенциальной, имеющей вид задатков, и реальной, складывающейся на их основе в результате освоения новых знаний и навыков.
Выделяют следующие элементы профессиональной пригодности: физические данные и состояние здоровья; квалификация; опыт; личные кaчeствa (энергичность, самообладание, адаптивность); активность; психические особенности; направленность личности; характер трудового поведения; соответствие требованиям, предъявляемым законодательством, и т.д.
Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности.
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко - в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общuм стажем напрямую связан уровень производительности труда, а стаж работ организации характеризует закрепляемость кадров.
Cтруктурa персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее (более полсрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное образование.
Управление персоналом как специальное направление деятельности стало формироваться на рубеже XIX и ХХ столетий.
Специальные кадровые службы возникли в 1920 - 1930-е гг. Они выполняли работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы. Эти функции считались вспомогательными, а все основные решения по кaдpaм принимались высшим руководством.
Сегодня прежние кадровые службы преобразовываются в фирмах в службы персонала или человеческих ресурсов. Эти подразделения обладают широкими полномочиями, им выделяют лучшие помещения, ибо они - «визитная карточка» организации.
Во многих случаях такие службы возглавляются лицами, занимающими вторые места в управленческой иерархии. На них назначают энергичных людей в возрасте до 40 лет, прогрессивно мыслящих, имеющих широкий взгляд на вещи. Без их участия в организациях не принимается ни одно серьезное решение.
Службы персонала не участвуют напрямую в управлении основной деятельностью, а лишь помогают руководству организации и подразделений решать вопросы, связанные с человеческими ресурсами.
Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением. Их основными функциями являются: учет; прогнозирование и планирование потребное кадрах; организация набора, изучения и оценки; подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам.
В составе кадровой службы должны быть также сотрудники, отвечающие за информацию о рынке рабочей силы, ведущие делопроизводство, осуществляющие компьютерное обеспечение кадровой работы.
Службы персонала разрабатывают программы развития работников, улучшения условий труда и быта, участвуют в разрешении трудовых конфликтов, налаживают социальное партнерство.
В структуре службы управления персоналом выделяют несколько блоков:
1) блок формирования персонала (комплектование, изучение, подготовка, увольнение);
2) блок распределения и перераспределения персонала (первичная расстановка, профессиональная адаптация, перемещения);
3) блок создания условий использования персонала (охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, выработка методов стимулирования);
4) блок разработки нормативов по персоналу (производительности, расхода времени, оплаты труда);
5) подразделения по созданию и совершенствованию структуры и системы управления, осуществляющие ее анализ, проектирование, управление процессом формирования.
Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое.
В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа: анализ состояния и определение потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; набор, отбор, оценка персонала; тестирование; планирование перемещений и увольнений; текущий учет и контроль; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников; формирование резерва на выдвижение, воспитательная работа; разрешение конфликтов, проведение социальной политики.