Между тем, жизнь не стоит на месте и " .тот фактор, который сегодня мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не знает, как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он срабатывает"[4]. Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности, разработка новых методов и систем организации стимулирования.
Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических теорий мотивации, а так же разработку новых.
Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы[5]. Основные формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании, участие работников в управлении.
Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом, принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к взаимодействию человека и организации[6].
На наш взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей, группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики трудового коллектива.
В публицистической литературе сегодня существует множество разработок, детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования[7].
Так, к примеру, в статье Верхоглазенко приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику (табл.1) [8].
Таблица 1
Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник [собственник рабочей силы] |
Работодатель [собственник денежных средств и средств производства] |
заинтересованность в результатах своего труда, в максимальном приложении своих рабочих сил |
Специалист-профессионал |
Предприниматель [хозяин дела] |
профессиональное самоопределение к работе в фирме в рамках специальности |
Сотрудник Фирмы |
Фирма в целом |
самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега |
Коллега[работник вспомогательной службы и т.п.] |
самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] |
заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным “правилам игры”, для чего необходимо культивирование и поощрение правильного самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его труда и жизни в организации.
Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие демотивирующее воздействие[9].
Проведенное журналом "Управление персоналом" исследование "Системы и методы мотивации" среди подписчиков деловых журналов "Управление персоналом" и "Трудовое право"[10] показало, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале) и индивидуальная надбавка 93,82), а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь (табл. 2)
Таблица 2
Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала "Управление персоналом"
Причина |
Оценка по 5-балльной шкале |
Оклад |
4,25 |
Индивидуальная надбавка |
3,82 |
Премии по итогам работы отдела, фирмы |
3,53 |
Кредиты |
3,53 |
% от продаж |
3,50 |
Медицинское страхование |
3,48 |
Квартальные |
3,28 |
Обучение |
3,20 |
Материальная помощь |
3,09 |
Оплаченные обеды |
3,06 |
Оплата временной нетрудоспособности |
3,02 |
Пособие по беременности и родам |
2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |
2,81 |
Автомобиль |
2,56 |
Мобильные телефоны |
2,09 |