Стратегический альянс – организационная форма экономической кооперации компаний, при которой каждая из участвующих сторон заинтересована в осуществлении взаимовыгодного сотрудничества и вносит конкретный вклад в достижение общего результат, сохраняя при этом свою самостоятельность и независимость [4]. Стратегический альянс – партнерство, с помощью которого компании рассчитывают достичь своих целей с помощью объединения ресурсов (технологий, капитала, управленческих и людских ресурсов). Выделяют 4 типа стратегических альянсов: неформальные альянсы, контрактные альянсы, совместное владение, совместное предприятие [1].
Таблица 1. Типы стратегических альянсов
Тип альянса |
Определение |
Пример |
Неформальные (неконтрактные) альянсы |
Альянсы, которые создаются без обязывающих соглашений и ограничений риска со стороны партнеров (совместные маркетинговые исследования; техническое сотрудничество, обмен информацией) |
Некоторые картели |
Контрактные альянсы |
Альянсы, которые создаются для реализации определенного проекта (как и в неформальных альянсах), но обязательства и риски каждого партнера четко оговорены |
Многие партнерства авиакомпаний |
Альянсы с участием в капитале партнера (Совместное владение) |
Альянсы, при которых одна или несколько компанией владеет определенной долей бизнеса партнера (новая компания не образуется) |
1) General Motors владеет небольшой долей акций компаний своих поставщиков и дистрибьюторов; 2) Китайская компания TCL (производитель телевизоров) владеет 67% акций совместной компании TCL-Thomson Electronics. |
Совместное предприятие |
Независимая компания, созданная и совместно управляемая двумя или более партнерами |
Nummi Corporation (CП компаний Toyota и General Motors) |
Определения
Совместное предприятие (СП) – это предприятие, корпорация или иное объединение, образованное двумя или большим числом юридических и физических лиц, которые объединили свои ресурсы (капитал, технологии, человеческие ресурсы и т.д.) с целью создания долгосрочного прибыльного бизнеса; партнеры осуществляют совместное управление и контроль над деятельностью предприятия, получают совместный доход и вместе несут убытки [10].
Поскольку целью данной работы является характеристика особенностей международного совместного предприятия, то определение можно уточнить:
Международное совместное предприятие – форма международного сотрудничества, которая подразумевает участие в учреждении, управлении и получении прибыли от деятельности предприятия совместно с одним или несколькими международными партнерами [1].
Отметим, что теоретическое толкование этого понятия как формы международного сотрудничества отличается от установленного в белорусском законодательстве, где совместное предприятие (совместная коммерческая организация) определяется как «юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь».
Темпы и масштабы формирования совместных предприятий в разных странах зависят от «инвестиционного климата», который представляет собой комплекс факторов, способствующих привлекательности данной принимающей страны для размещения в ней иностранных инвестиций. К основным факторам относятся характер законодательства об иностранных инвестициях; наличие запасов природного сырья, возможность его получения для деятельности СП; наличие квалифицированной рабочей силы; степень развития производственной инфраструктуры; емкость местного рынка; наличие платежеспособного спроса на товары и услуги; конвертируемость местной валюты.
Совместные предприятия широко используются в сфере строительства промышленных предприятий; для налаживания производства новых видов продукции; в области разработки месторождений сырья, в быстрорастущих отраслях (например, в химической промышленности, нефтепереработке, нефтехимии), а также стали довольно распространены в сфере услуг.
Сотрудничество участников совместных предприятий имеет свои особенности:
– соединение собственности и образование на ее основе первоначального капитала СП;
– совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продуктов и услуг;
– совместное несение рисков предприятия;
– разделение части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами принимающей страны;
– долговременность сотрудничества;
– объединение конкурентных преимуществ партнеров;
– комплексность взаимодействия партнеров по всем ключевым направлениям деятельности;
Важной особенностью СП является совместная собственность партнеров на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную компанию от организационного оформления других операций международного бизнеса. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов между партнерами. СП являются единственно возможной формой совместной собственности на средства производства и потому, по сути, ориентированы на взаимную заинтересованность и взаимное стремление партнеров к эффективному и долгосрочному сотрудничеству.
Цели партнеров и мотивы образования ими нового предприятия можно разделить на две группы: 1) создание СП с целью выхода или закрепления на иностранном рынке; 2) улучшение конкурентных позиций.
Таблица 2. Цели материнских компаний и мотивы создания СП
Цели материнских компаний и мотивы создания СП; |
Пример |
Цель: выход на новый рынок, закрепление на иностранном рынке; Мотивы: – получить сырье и оборудования; – разделить риски и издержки, связанные с освоением нового рынка; – получить доступ к рынкам, где ограничена деятельность иностранных компаний; – использовать опыт и связи местного партнера в отношении с государством, органами по налогообложению, потребителями; Цель партнера: улучшение конкурентных позиций на местном рынке; доступ к передовому опыту. Мотивы: – восполнение недостатков финансовых средств; – получение права на использование товарного знака; – получение передовой технологии производства; – получение опыта в управлении. |
1) Petersburg Product International – СП компании «Gillette» и российской компании «Ленинец»; 2) TNK-BP Limited (СП британской компании «British Petroleum» и российской «ТНК»); 3) СП американской компании «Wal-Mart Stores Inc» (крупнейшей сети розничной торговли) и Bharti Enterprizes (ведущая индийская деловая группа). |
Цель: укрепление конкурентных позиций (иногда глобальное лидерство) Мотивы: – получить передовые технологии производства – получить доступ на рынок конкурента – разделить издержки, связанные с НИОКР, сбытом, маркетингом Создаваемые СП, в основном, узкой специализации, затрагивают лишь отдельные виды деятельности материнских компаний, создаются на определенный промежуток времени |
1) «Nummi Corporation» (Toyota получила возможность разместить производство в США; GM – доступ к производственной экспертизе Тойоты). 2) Covisint (СП компаний DaimlerChrysler, Ford, GM, Nissan, Renault и компаний, занимающихся электронной торговлей и ИТ: Commerce One, Oracle) – представляет собой общий электронный рынок для автомобильной промышленности; позволяет значительно сократить издержки и повысить эффективность деловых операции в отрасли |