В новейшей западной литературе по менеджменту продолжается обсуждение и уточнение пакета требований к менеджеру. Так, англ. специалисты по менеджменту, Майкл Вудкок и Дэйв Френсис предлагают следующий перечень:
1) способность управлять собой
2) разумные личные цели
3) упор на постоянный личный рост
4) навык решать проблемы
5) изобретательность и способность к инновациям
6) чётки личные цели
7) высокая способность влияния на окружающих
8) знание современных управленческих подходов
9) способность руководить
10) умение обучать и развивать подчинённых
11) развивать эффективные рабочие группы.
Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров.
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приобретённые умения |
- ум и логика |
- инициативность |
- умение заручаться поддержкой |
- рассудительность |
- гибкость |
- умение кооперироваться |
- проницательность |
- бдительность |
- умение завоёвывать популярность и престиж |
- оригинальность |
- созидательность и творчество |
- такт и дипломатичность |
- концептуальность |
- честность |
- умение брать на себя риск и ответственность |
- образованность |
- личностная целостность |
- умение организовывать |
- знание дела |
- смелость |
-умение убеждать |
- речевая развитость |
- самоуверенность |
- умение менять себя |
- любопытство и познавательность |
- уравновешенность |
- умение быть надёжным |
- интуитивность |
- независимость |
- умение шутить и понимать юмор |
- самостоятельность |
Умение разбираться в людях | |
- амбициозность | ||
- потребность в достижениях | ||
- настойчивость и упорство | ||
- энергичность | ||
- властность | ||
- работоспособность | ||
- агрессивность | ||
- стремление к превосходству | ||
- обязательность | ||
- участливость |
Сегодня к числу важных требований к менеджеру любого уровня относятся:
1) профессиональная компитентность;
2) наличие общей подготовки в области менеджмента;
3) знание техники и технологии производства;
4) знание экономики и права, психологии педагогики;
5) владение навыками администрированы;
6) умение самостоятельно и своевременно принимать обоснованные решения настойчиво добиваться их исполнения путём воздействия на подчинённых;
7) чувство нового, способность предвидеть воздействие тенденции развития фирмы.
Важны конечно и организаторские качества:
- целеустремлённость;
- умение подбирать и эффективно использовать работников;
- оределять их функции и задачи;
- делегировать полномочия.
Сюда же относятся: 1) следования принципам единство слова и дело; 2)доведение начатого до конца; 3) личноорганизованность.
Содержание трёх стилей руководства.
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Пассивный стиль | |
Природа стиля Сильные стороны Слабые стороны |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Прерогатива в установлении целей и выборе средств Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху Внимание срочности и порядку, возможность предсказания результата Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Усиление личныхобязательств по выполнению работы через участие в управлении Демократический стиль требует много времени |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства |