В группу, составляющую организационную основу власти, вход в качестве источников власти: принятие решения, вознаграждение принуждение, власть над ресурсами и власть связей.
Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия.
Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. Власть вознаграждения — это один из самых давних и широко используемых источников власти в организации. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя эти обещания.
Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. Однако, как показала современная практика управления, «на страхе далеко не уедешь». Организация для своего функционирования нуждается в различных ресурсах, таких, как сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и инструменты и т.п. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность свеpxy вниз Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять своё право на власть. Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индиви с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить 3 ключевые роли:
1) это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Менеджер несёт ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Менеджер должен решиться н то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определённом направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
2) это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию ввиде фактов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели орг-ции. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и чётко доводить информацию до членов орг-ции, очень стльно зависит результат его работы.
3) менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне орг-ции, мотивирующего членов орг-ции на достижение целей, координирующего их усилия и выступающего в качестве представителя орг-ции. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.
Изменение, которое происходит в настоящее время в эк-ке разных стран, также эк-ке России, позволяет по-новому смотреть на рол менеджера и более чётко разделять менеджера и лидера.
Отличие менеджера от лидера.
менеджер |
лидер |
Администратор |
Инноватор |
Поручает |
Вдохновляет |
Работает по целям других |
Работает по своим целям |
План – основа действий |
Видение – основа действий |
Полагается на систему |
Полагается на людей |
Использует довыды |
Использует эмоции |
Контролирует |
Доверяет |
Поддерживает движение |
Даёт импульс движению |
Профессионален |
Энтузиаст |
Принимает решения |
Превращает решение в реальность |
Делаетдело правилтно |
Делает правильное дело |
Уважаем |
Обажаем |
Ещё один фактор, определяющий эф-ть лидерства, является национальная культура. Основы лидерства зависят от тех ценностей, являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре.
В зарубежной и отечественной литературе о проблеме упр-ия проводится различный набор качеств, необходимых управляющему. В формировании этих наборов качеств можно выделить 2 подхода, один из них сформировался в начале 20 века и господствовал до середины 50 годов.
Учёные практики в области упр-ия выделяли различные качества упр-ия, к-ые были необходимы им, чтобы выполнять общую ф-цию упр-ия.так, по мнению Тейлора, мастер должен обладать такими качествами, как:
- ум;
- образование
- физическая сила или лвкость
- энергия
- честность
- рассудительность и здоровый смысл
- специальные илитехнические знания
- крепкое здоровие.
Руководителям крупных предприятий должны присущи следующие черты:
1) ум и умственная способность
2) нравственные качества, т.е. сознательная упорная воля, активность, энергия, мужественная отвеоственность, чувство долга.
3) Здоровие и физическая выносливость
4) Значительный труд общих познаний
5) Административные способности, дар предвидения и умение разрабатывать программу действия, организаторскиекачества, искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия.
6) Общее знакомство со всем, что имеет отнощение к существенным функциям
7) Возможна более глубокая компитентность, характерная для данного предприятия профессия.
Во второй половине 20 века требования к менеджерам стали формироваться с учётом многообразия, сложностью и динамизмом внутренней и внешней среды.
В связи с развитием ситуационного подхода изменяется взгляд на деятельность предприятия и на критерии его оценки.