· Оценивается текущая стратегия предприятия, включая положение на рынке, целостность и системность поставленных стратегических целей, понимание их руководителями и сотрудниками, реализация стратегических целей;
· Оценивается технология бизнес - процесса, т.е. процесса производства и реализация каждого продукта предприятия. Оценка технологии включает анализ выполнения основных частей бизнес - процесса: анализ потребительских свойств продукта, его проектирование, приобретение комплектующих, производство, контроль качества, анализ себестоимости продукта, его качества и методики ценообразования;
· Оценивается технология выполнения ключевых функций управления предприятием в целом, включая функции анализа рынка, стратегического и оперативного планирования, контроля и учета за реализацией планов, распределения финансов и учета движения денежных средств, проведение кадровой политики;
· Проводится оценка структуры управления компанией, т.е. взаимосвязь между процедурами, составляющих бизнес- процессы и ключевые функции управления. В ходе оценки анализируется модель управления, четкость разделения на функциональные и профильные подразделения, структура административного подчинения и функционального взаимодействия, схема информационных потоков , а так же их соответствие стратегии и модели управления;
· В результате оценки процедур , структуры управления , а также их соответствия стратегии и модели управления составляются рекомендации по изменениям в процедурах и структурах для повышения эффективности менеджмента организации.
Управленческий аудит строится на получении, анализе и синтезе информации о деятельности организации для определения возможностей повышения ее эффективности. Для определения возможностей повышения эффективности организации изучаются применяемые в ней управленческие технологии.
Управленческий аудит основан на методологии ситуационного подхода к управлению , при котором специфика и формы исследования в основном определяются характером объекта и предметом аудита.
Порядок привлечения аудитора к проверке:
Право выбора аудитора предоставлено экономическому субъекту. Как правило, оформляется официальное предложение аудиторской фирме о желании привлечь ее для проведения аудиторской проверки. В случае согласия аудитор направляет письмо – обязательство клиенту, в котором документально подтверждает свое согласие с поставленной задачей аудита, степенью ответственности перед клиентом и формой представления заключения.
После обмена письмами аудиторской фирмой и экономическим субъектом заключается двухсторонний договор. В договоре должны быть указаны:
· Предмет договора и обязанности сторон ;
· Сроки и место проведения аудиторской проверки;
· Стоимость работ и порядок расчетов;
· Порядок сдачи- приемки работ;
· Ответственность сторон;
· Конфиденциальность;
· Разрешение споров;
· Прекращение договора ранее намеченного срока;
· Форс- мажорные обстоятельства;
· Прочие условия;
· Срок действия договора и юридические адреса сторон.
Условия договора и содержание поручения не должны противоречить требованиям Закона РФ "Об аудиторской деятельности в РФ" и Гражданскому Кодексу РФ.
3. Контроллинг системы управления персоналом организации
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно- хозяйственной и финансовой деятельности. Реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена на :
· Организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию);
· Специальные контрольные подразделения – управления внутреннего аудита.
Организация системы внутреннего контроля прерогатива самого экономического субъекта. В настоящее время некоторые экономические субъекты создают у себя подразделения контроллинга и назначают контроллеров. Основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как "управление управлением", т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений. Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить:
· Повышением нестабильности внешней среды, выдвигающим дополнительные требования к системе управления предприятием:
- смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
- увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
- необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;
- необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежание кризисных ситуаций.
· Усложнением систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
· Информационным бумом при недостатке значимой информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
· Общекультурным стремлением к синтезу , интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
Основополагающий элемент системы контроллинга на предприятии – управленческий учет. Основная задача управленческого учета- предоставление существенной информации для принятия управленческих решений. Функции контролинга включают в себя управленческий учет и планирование, контроль, координацию и выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает:
· Координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
· Информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
· Создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
· Обеспечение рациональности управленческого процесса.
Контроллинг в экономическом смысле – это наблюдение и управление.
Задача контроллинга – путем подготовки и предоставления необходимой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.
Таким образом, контроллинг – система управления достижением целей предприятия, т.е. управление будудущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Служба контролинга стремиться так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей , чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты как в настоящем , так и в будущем.