Начальник отдела кадров возглавляет работу по обеспечению предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с уровнем и профилем полученной ими подготовки и деловых качеств. Принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения, перевода, контролирует расстановку и правильность использования работников в подразделениях предприятия.
Экономист фирмы осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение рентабельности деятельности, снижение себестоимости турпутевок. Проводит работу по совершенствованию планирования экономических показателей деятельности предприятия, достижению высокого уровня их обоснованности, по созданию и улучшению нормативной базы планирования.
Далее в подчинении директора находится заместитель директора по коммерции. Он определяет коммерческую политику турфирмы "Сириус", занимается вопросами представления турпродукта фирмы на международных и отечественных туристских рынках, ярмарках, выставках, руководит работой отделов менеджмента и рекламы.
Заведующий складом – руководит работниками по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских помещений, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением правил охраны труда, техники безопасности и участвует в проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей.
Основным видом продукции выпускаемой и реализуемой на турфирме "Сириус" являются туристские услуги.
Туристские услуги – это особый род "невидимого" товара и отношения по его реализации весьма разнообразны и специфичны. Услуги, продаваемые турфирмами, имеют ряд отличительных особенностей:
• неосязаемость - продукт, который должен быть продан, нельзя увидеть, покупатель не может дотронуться до него и попробовать, перед тем как купить;
• услуги не могут накапливаться;
• процессы производства и потребления происходят одновременно;
• потребитель участвует в производственном процессе.
Из этого следует вывод, что и система сбыта, и выбор каналов распределения будут значительно отличаться от материального распределения физических товаров.
Существует два метода сбыта:прямой метод, предполагающий установление непосредственных связей между продавцом и покупателем, икосвенный метод, предполагающий использование торгово-посреднического звена.
Но, независимо от того, какой системы сбыта придерживается турфирма, она стремится снизить издержки на распределение. С помощью новых технологий и новых мощных компьютеров некоторые турфирмы смогли оптимизировать затраты на систему распределения. Другие же довольно долго и с небольшим успехом "перемалывают" одну и ту же проблему, третьим лишь частично удалось усовершенствовать систему.
Рассмотрим планируемый объем туристских услуг исследуемой турфирмы в таблице 3. Затраты на реализацию этих путевок составляют (на одну путевку) 60 руб. в том числе на содержание администрации 3,0 руб.; обслуживание туристов 51,0; реклама и реализация 6,0.
На турфирме "Сириус" принята своя стратегия менеджмента, заключающая в том, что турфирма реализует турпутевки на свои маршруты как непосредственно сами, так и через посредников: другие турагентства и отдельные реализаторы. Анализ системы ценообразования на турфирме "Сириус" показывает, что турфима при ценообразовании турпутевки использует стратегию "цена в зависимости от цен конкурентов", поскольку цена является инструментом хозяйственного механизма и коммерческой политики турфирмы и имеет два предела: нижний и верхний. Нижний предел – это себестоимость туристского продукта; верхний предел определяется спросом на данный маршрут.
Таблица 3 Планируемый объем услуг туристкой фирмы "Сириус"
1. Гостиница 80 мест *18 дней *6 заездов |
8640 путевок |
Всего плановая реализация путевок за месяц в межсезонье (50%) |
4320 шт. |
Всего плановая реализация путевок за весь межсезонье (20% загрузка) (4320*7мес.*0,2) |
6048 шт. |
Всего путевок с учетом межсезонья |
14688 |
Стоимость 1 путевки (без НДС) |
1094 руб. |
Общий доход за год (14688*1094 руб.) |
16068672 руб. |
Рентабельность 20% |
3213734,4 руб. |
Средства, выделяемые на возврат инвестиций до 50% от плановой прибыли, от деятельности гостиницы |
1071244,8 руб. |
Срок возврата инвестиций -3 года после полного завершения программы реконструкции | |
2. Турбаза | |
Всего плановая реализация путевок за 1 месяц в летний период |
1800шт. |
Всего плановая реализация путевок за летний сезон (1800*5 месяцев) |
9000 шт. |
Стоимость 1 путевки (без НДС) |
1200 руб. |
Общий доход за год (9000*1200 руб) |
10800000 руб. |
Рентабельность 25% |
2160000 руб. |
Средства, выделяемые на возврат инвестиций до 40% от плановой прибыли, от деятельности ЗАО "Изумруд" (турбаза +гостиница) |
756000 руб.+1071244,8 руб.=1827244,8 руб. |
Срок возврата инвестиций -5 лет после полного завершения программы реконструкции турбазы |
Ценообразование в сфере туризма имеет ряд особенностей: услуги туризма, как и услуги вообще, представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления. Структуру цены на услуги туризма можно представить схематично следующим образом:
Рис.1. Структуру цены на услуги туризма
Для ясности приведем пример расчета стоимости конкретного тура.
Расчет стоимости тура "Махачкала-Стамбул-Махачкала" (без стоимости авиаперелета)