В работе руководителя применяются и различные средства вызова, обеспечивающие главным образом текущую связь руководителя с заместителями, помощниками и т. д. Удобным средством передачи устной информации являются различные громкоговорящие установки. Эффективную связь в учреждении обеспечивают специальные системы громкоговорящей связи, где возможно соединение любых двух абонентов, имеющих аппараты с наборной клавиатурой.
Современные типы телефонной и громкоговорящей связи позволяют циркулярно проводить служебные совещания, осуществляют выборочные и общие отключения абонентов, перевод на ожидание и т. д.
Руководителю очень часто приходится пользоваться телефоном, причем нередко сразу несколькими аппаратами. Ускорить связь можно с помощью аппарата с автоматическим набором номеров типа «Автонабор» или «Элетап». Первый обеспечивает возможность закодирования 24 семизначных номеров, наиболее часто вызываемых руководителем; второй позволяет сделать это для 60 номеров. Вызов нужного абонента осуществляется нажатием одной из 24 (60) кнопок. Для ряда руководителей необходима радиосвязь. Радиосвязь может быть установлена как в кабинете, так и в автомобиле. Портативные средства радиосвязи отдельные категории работников управления могут иметь на работе всегда при себе. Важно, чтобы из множества различных устройств руководители умели правильно выбрать и использовать соответствующий вид связи.
Для хранения информации руководитель может использовать перфокарты, различные карточки, бланки, журналы учета, блокноты. К простым средствам хранения информации относятся также различного рода папки, альбомы, конверты, ящики, футляры и подставки. Для хранения и систематизации более обширной информации следует использовать картотеки. В настоящее время разработано более 25 конструкций картотек: плоские, вертикальные, вращающиеся. Необходимо стремиться к тому, чтобы все эти носители информации в целом занимали как можно меньше места и чтобы в них можно было бы легко найти нужные данные.
Рациональным способом хранения материалов является подвесной способ, при котором документы располагаются в папках с индикаторами и подвешиваются на направляющихся рейках. Основное преимущество подвесного способа хранения заключается в экономии места и оперативности нахождения и извлечения нужного документа по индикаторному корешку, укрепленному на папке. Причем некоторые индикаторы могут соответствовать не только реквизитам документов, но и срокам их исполнения, важности и другим признакам, по которым руководитель наглядно может представить себе очевидность исполнения того или иного документа. Хранящиеся таким способом документы занимают на 40% меньше места и позволяют экономить, по крайней мере, около 50% времени, затрачиваемого на раскладку материалов при традиционном горизонтальном способе хранения документации.
Условия труда руководителя определяются главным образом:
· площадью помещения;
· санитарными условиями;
· нормой освещенности; температурой помещения;
· уровнем влажности;
· уровнем шума;
· дизайном и цветовой гаммой помещения.
В таблице 1 приведены наиболее общие требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП.
Таблица 1. Требования к организации рабочего места руководителя с учетом нормативов СниП
ПОКАЗАТЕЛИ |
НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
1. пространственная планировка рабочего места |
По СниПу для служебных помещений |
1.1. площадь кабинета |
20-50 кв. мет. |
1.2. форма кабинета |
Прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5; 1: 2 |
1.3. Высота потолков |
2,83- 3,25 м |
1.4. соотношение площади пола и окон |
1:10 для служебных помещений, площадь окна= 2,4 кв.мет. |
2. санитарные требования | |
2.1.средняя температура воздуха (С°) |
В теплый период- 22-25, в холодный 18-22 |
2.2. кратность обмена воздуха |
Приток- 1,5, вытяжка- 1,5 |
2.3. Относительная влажность воздуха (%) |
Не более 75 зимой, не более 55 летом |
2.4. Уровень шума |
До 50 Дбл |
2.5. Скорость движения воздуха (м/с) |
До 0,3 |
2.6. искусственное освещение |
200 лк (люкс) для малых ламп, 75 лк для ламп накаливания |
3. офисная мебель | |
3.1. рабочий стол |
Высота при среднем росте- 720 мм, при высоком- 750 мм |
3.2. стол для компьютера | |
3.3. вспомогательный стол |
Для установки средств связи |
3.4. кресло для руководителя |
Подбирается в соответствии с антропометрическими данными руководителя |
3.5. кресла и стулья для посетителей | |
3.6. стол для заседаний | |
3.7. шкафы для хранения документов |
Специальные |
4. средства оргтехники |
В соответствии с нормативно-техническими документами |
4.1. компьютер | |
4.2. диктофонная техника | |
4.3. средства обработки документов | |
4.4. принтер | |
4.5. копировально-множительная техника | |
4.6. уничтожитель бумаги | |
4.7. средства для вычислительных операций |
Калькулятор |
5. Средства для связи и системы информации | |
5.1.телефон многофункциональный | |
5.2. переговорное устройство внутренней связи | |
5.3.телефакс | |
5.4. радиотелефон | |
5.5. программные средства | |
6. инвентарь | |
6.1.корзина для бумаг | |
6.2. лампа настольная | |
6.3. сейф | |
7. средства психологической разгрузки |
В соответствии с технической документацией |
7.1.кабинетный тренажер для физических упражнений | |
7.2. функциональная музыка | |
7.3. радио, телевизор |