Отсюда можно сделать вывод: при создании нового предприятия нужно быть готовым к тому, что продукция или услуги данного предприятия могут найти совершенно новых потребителей на «неплановых» рынках. Следует преодолеть традиционно предпринимательский стереотип мышления. И если компания, выпустившая продукцию для какой-то определенной цели, вдруг обнаруживает, что ее продукция вызывает интерес у неожиданной группы потребителей, то ей нужно проанализировать серьезность и возможности такого интереса.
Ф. Котлер систематизировал средства продвижения товара (табл. 1), объединив их условно в пять больших классов: реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью; торговые агенты (персональные продажи); прямой маркетинг.
Таблица 1 – Примеры различных способов продвижения товаров
Реклама |
Стимулирование сбыта |
Связи с общественностью |
Торговые агенты |
Прямой маркетинг |
Печатная и устная реклама |
Соревнования, игры, тотализаторы, лотереи |
Подборка для печати, речи, семинары, годичные отчеты |
Презентации |
Каталоги |
Упаковка внешняя |
Премии и подарки |
Пожертвования |
Деловые встречи |
Почтовый маркетинг |
Упаковка внутренняя |
Отбор образцов |
Спонсорство |
Премиальные программы |
Телемаркетинг |
Фильмы, брошюры и буклеты |
Ярмарки и торговые выставки |
Публикации |
Образцы |
Электронные продажи |
Плакаты и листовки |
Выставки |
Отношения с общественностью |
Ярмарки и торговые шоу |
Телевизионный магазин |
Справочники |
Показы |
Лоббирование |
ФАКС | |
Дополнительные рекламные тиражи |
Купоны |
Средства идентификации |
Электронная почта | |
Реклама на стендах |
Скидки |
Журнал компании |
Голосовая почта | |
Надписи на плакатах |
Выгодные кредиты |
Приемы | ||
Реклама в местах продажи |
Развлечения | |||
Аудио-, видеоматериалы |
Скидки при встречной продаже | |||
Эмблемы и логотипы |
Преемственность программ | |||
Видеозаписи |
Принудительный ассортимент |
Для усиления воздействия торговой марки фирмы применяют ключевое слово, рекламную формулу, цвет, эмблему и набор историй. Так, компания «Вольво» применяет ключевое слово «безопасность», «БМВ» – «эксплуатационные качества», «Мерседес» – «конструкция», «Кодак» – «пленка» и т.д. Многие компании к своему названию добавляют рекламную формулу. Эффект от постоянного повторения одной и той же рекламной формулы оказывает существенное влияние на подсознание покупателя. Например, «Форд»: «Качество – наша первейшая задача»; «Дженерал Эле: грик»: «Мы приносим в вашу жизнь хорошее»; «Филипс»: «Изменим жизнь к лучшему»; «Галина Бланка»: «Любовь с первой ложки»; «Баунти»: «Райское наслаждение»; «Самсунг Электронике»: «Бросает вызов невозможному» и т.д.
Если оторванностью от рынка новые предприятия страдают на ранних этапах их существования, то финансовый фактор, а точнее, неправильная финансовая политика, становится серьезной угрозой таким предприятиям на последующем этапе их развития. Проблема в том, что молодые предприниматели, организуя новое предприятие, в первую очередь стремятся получить высокие прибыли. Однако на первых порах деятельности следует, прежде всего, уделить внимание поиску источников финансирования разработок и ускоренного роста, регулированию деятельности, движению денежной наличности. Новое предприятие может нормально развиваться только при условии обеспечения его деятельности дополнительным капиталом, т.е. в предпринимательстве нельзя обойтись без управления финансами.
Развитие и успешное функционирование нового предприятия невозможно без создания высшего управленческого звена или специальной управленческой группы. Такому звену или группе следует начать с анализа особенностей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявить конкретные участки, от которых зависят его выживание и благополучие, по каждому участку определить цели и задачи. Руководитель задолго до того, как его единоначалие достигнет критической точки, за которой может последовать спад деятельности предприятия, должен научиться взаимодействию со своими коллегами, доверять им, одновременно не снижая требовательности. Руководитель должен быть лидером, а не «звездой».
Наконец, важным фактором управления новым предприятием является умение определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей. По мере роста и развития нового предприятия меняются роли предпринимателей, стоявших у истоков его создания, и взаимоотношения между ними. При этом не каждый предприниматель замечает необходимость перемен и, что особенно важно, не каждый знает, что именно нужно делать в изменившейся обстановке. В этих условиях предприниматель – основатель фирмы задает себе вопросы: что больше всего соответствует моим способностям и наклонностям? в чем я могу себя проявить наилучшим образом? на каких участках деятельности предприятия я могу принести наибольшую пользу? Только ответив на подобные вопросы, предприниматель может принять соответствующее решение.