Были начаты работы над двумя наиболее выдающимися изобретениями этого времени – атомной бомбой и транзистором, которые были закончены раньше благодаря применению нового подхода к самому процессу исследований. В упомянутых случаях использование методов системного подхода при анализе возможных областей применения указало на необходимость проведения специальных исследований и разработок. В первом случае эти требования диктовались необходимостью разработки сокрушительного оружия, которое могло бы физически и психологически поставить противника на колени. Во втором – необходимость быстрого развития экономических общественных систем связи потребовала создания малогабаритного элемента схемы, обладающего быстродействием вакуумных ламп и потребляющего энергии меньше, чем реле. После определения требований и осознания выгод, ожидаемых от применения этих технических новинок, были проведены планомерные исследования в соответствующих направлениях, которые привели к созданию атомной бомбы и широкому использованию транзисторов в системах связи[6].
Очевидно, системный подход, который требует рассмотрения всех этих факторов по отдельности или вместе взятых, будет играть в процессе исторического развития все большую роль. В середине 40-х годов закончилась так называемая эра разработок и началась эра исследований.
В период с 1950 по 1966 г. произошли большие достижения эры исследований, которая началась в 50-х годах. В это время использование методов системного подхода для увязки планируемых прикладных исследований с параметрами будущих систем стало обычным делом. Очевидно также, что методы исправления недостатков и повреждений человеческого тела способствуют росту населения. Хотя это и не следует непосредственно из приведенных примеров, область применения системного подхода с середины 40-х годов расширилась во много раз. Его методы стали использоваться не только чаще, но с большим размахом и глубиной, о чем свидетельствуют технические достижения. Этому содействовало развитие аналоговых и цифровых вычислительных машин, а также использование системного подхода для определения тематики и проведения соответствующих исследований.
Бурное развитие науки и техники и наша изобретательность породили больше идей, касающихся полезных и нужных усовершенствований, чем мы можем разработать и внедрить одновременно. Использование системного подхода для согласования потребностей с возможностями позволит направить наши усилия в те области, где можно ожидать наибольшего эффекта. Блестящим примером такого комплексного применения методов системного подхода служат исследования НАСА по использованию орбитальных исследовательских лабораторий. Эти исследования были осуществлены с целью анализа и сопоставления потенциальных выгод, которые можно было бы извлечь из проведения некоторых исследований на борту орбитальной исследовательской лаборатории. Чтобы лучше понять технику применения методов системного подхода в данном случае, обсудим более подробно социально-экономические выгоды и сравним их с требованиями к исследованиям, критерием эффективности которых служит возможность улучшения условий жизни на Земле.
Выделив наиболее перспективные области применения, необходимо определить количество и тематику требуемых экспериментов и конструкторских разработок. Эта задача была успешно решена с помощью плана реализации, который в законченном виде представляет собой граф событий, наложенный на логический граф. Логическая суть плана реализации состоит в том, что более общие цели последовательно подразделяются на отдельные подцели, на явления, которые надо изучать, на конкретные измерения и наблюдения, которые нужно выполнять, и наконец – приборы, которые необходимы для выполнения таких измерений. Каждый логический шаг связан с решением некоторой частной задачи. Например, разработка приборов включает оценку конструкции, ее доводку, сборку и проверочные испытания, а также разработку компонентов и прикладные исследования.
После того как составлен логический граф, представляющий собой часть плана реализации, можно разработать наложенный на него граф событий. К событиям относятся эксперименты, частные задачи и другие работы, которые должен выполнить экипаж орбитальной исследовательской лаборатории, чтобы удовлетворить требования логического графа. В приведенном примере была рассмотрена лишь часть полного логического графа событий. В целом граф чрезвычайно громоздок и сложен даже в той ограниченной области, которая рассматривается в данном случае. Подводя итог, видим, что в план реализации включены эксперименты и задачи, позволяющие достичь следующих целей:
1. Вопросы об отдельных элементах, приборах и методах, необходимых для решения поставленной цели, рассматриваются систематически путем последовательного (сверху вниз) анализа.
2. Эксперименты, задачи и все работы, необходимые для разработки этих приборов, элементов, методов и синоптических моделей, также определяются и планируются систематически.
3. Четко определяется связь отдельных экспериментов и задач с конечной целью, достижению которой они служат, а также их относительная роль в классическом цикле разработки, ведущем к достижению поставленной цели. Роль каждого эксперимента или задачи может быть четко определена в рамках всей совокупности экспериментальных работ.
4. С помощью разработанного плана внутри данной области (цель или подцель) устанавливается четкая последовательность проведения экспериментов и решения отдельных задач.
5. С помощью графа определяется возможность использования одинаковых методик, экспериментов, оборудования и т.д., применяемых в различных областях исследований[7].
К одной из важнейших задач, решаемых с помощью плана реализации, относится разработка систематического подхода к определению суммарного времени, необходимого для проведения экспериментов. Как было показано, понимание потенциального значения этих требований очень важно как для разработки далеко идущих планов работ на околоземных орбитах, оптимальных с точки зрения суммарных затрат и эффективности, так и для определения космических систем, способных осуществить указанную программу. В настоящее время методы системного подхода находят все более широкое применение в исследованиях и разработках как в области техники, так и в области социологии. В последнее время эти методы стали применяться в биологии, медицине, социологии, для решения транспортных проблем и в городском планировании.
2. Организация с позиций системного подхода
В ходе изучения организаций в рамках системного подхода выяснилось, что социальная организация как система обладает рядом специфических свойств, которые отличают ее от других систем (биологических, технических и т.д.). Но системно-теоретические исследования организаций и процессов управления с позиций общей теории систем оказались неэффективными в силу отвлеченного характера общесистемных концепций.
Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, действительно можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей. Однако организация обладает специфическими, присущими только ей свойствами. В связи с этим возникла необходимость разработать специальную теорию систем применительно к организациям. Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации: