Введение
Организация (франц. оrganisation, от лат. оrganizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) – 1) внутренняя согласованность, упорядоченность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Организации занимают важнейшее место в социально-хозяйственной системе и оказывают огромное влияние на нашу жизнь, на экономическое и социальное благосостояние общества в целом.
Одна из главных проблем менеджмента – эффективность управления. Иными словами – продуктивность организации. Если организация построена неадекватно окружению и требованиям рынка, она будет неэффективной. Более того, несоответствие сформулированных целей организации ожиданиям людей наносит огромный ущерб как самим работникам, так и обществу. С другой стороны, если организация тщательно спланирована, приведена в движение и хорошо управляется, то вероятность успеха будет гораздо больше и удовлетворенность задействованных сторон также будет больше.
Вопросы управления коммерческой деятельностью как государственных, так и негосударственных, но особо связанных с деятельностью государства организаций в настоящих условиях перехода к развитой рыночной экономической системе, при росте конкуренции субъектов хозяйствования, а также общем усложнении хозяйственной жизни становятся все более актуальны. В то же время следует признать, что государственный контроль систем управления коммерческой организации – один из наиболее неразработанных в настоящее время вопросов. При этом одним из наиболее важных вопросов государственного контроля является его стандартизация. Стандарты государственного контроля могут быть общими (независимость, объективность и т.д.) и процедурными. Последний тип стандартов представляет собой довольно сложную систему, в которую, кроме всего прочего, включаются методики контроля различных сфер деятельности (государства, предприятий и т.д.).
Для успешного функционирования организации нужно чтобы все ее члены координировали усилия и направляли их к достижению общих целей. Если каждый отдел и каждый работник, прежде всего, обеспокоен достижением собственных индивидуальных целей, организация будет неэффективной и неконкурентоспособной.
Существует, по крайней мере, пять важнейших аспектов изучения теории организации:
– организации влияют на мир, в котором мы живем;
– организации влияют на нашу жизнь и жизнь наших семей;
– организации – это место нашей работы и источник средств существования;
– теория организации может показать нам инструменты для повышения продуктивности организаций;
– теория организации дает понимание того, как сделать организацию более эффективной экономически и социально.
1. Организация и государственная система
В теории управления и организации существует множество различных определений организации. Остановимся на одном из самых распространенных, предложенных американским теоретиком Честером Барнардом. [1, с. 25]
Организация – объединение людей, чья совместная деятельность сознательно координируется ради достижения общей цели или совокупности целей.
При всем многообразии определений организации – это особые социальные образования, позволяющие обществу и людям добиваться целей, которых не могут достичь индивиды, действуя в одиночку.
Для организаций характерен целый комплекс признаков, которые отличают их от других разновидностей групп и социальных образований. [1, с. 26–27]
Наличие совокупности целей. Организация функционирует до тех пор, пока у нее есть хотя бы одна объединяющая всех ее членов цель. Все организационные цели выстроены в определенной системе, которую называют «деревом целей» или «целевой иерархией».
Совместная деятельность. Эта деятельность в самом общем плане имеет целерациональную ориентацию, т.е. люди – члены организации – в основном действуют рационально по отношению к целям своей организации.
Особая система организационных отношений. Организационная деятельность в целом и деятельность входящих в нее людей в существенной степени структурирована и имеет определенную иерархию, существуют определенные регуляторы внутриорганизационных взаимодействий.
Управление – сознательная координация усилий и организационной деятельности для достижения целей.
Технологичность. Деятельность людей в организации связана с преобразованием определенных ресурсов. При этом используются достаточно стабильные по содержанию и структуре алгоритмы и процедуры, которые вместе с инструментарием и знаниями составляют технологию деятельности.
Организационная культура. Закрепление и объективизация определенных действий и символики, формирование на этой основе организационной культуры – специфичного для организации набора норм и моделей поведения людей, ценностей, идеологии, который позволяет достаточно четко отделить организацию от других типов социальных групп и образований.
Известный американский специалист в области теории организации Ричард Дафт так формулирует основные социальные функции организации. [3, с. 41]
Интеграция ресурсов и возможностей ради достижения желаемых целей. Люди могут это сделать только с помощью организаций. Всякое другое объединение (например, толпа или группа зрителей в кинотеатре) не решает таких задач.
Эффективное и удовлетворяющее потребителей производство продуктов и услуг. Ни индивиды, ни человеческие сообщества, созданные на других основах, не могут эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей в комплексе.
Улучшение и упрощение инновационных процедур и процессов. Научно-технический прогресс и, в частности, новые информационные и производственные технологии проникают в жизнь каждого человека благодаря разнообразным организациям.
Приспособление к изменениям во внешней среде и оказание влияния на нее. Организации изменили наш мир, но и мир меняет организации.
Создание новых ценностей для владельцев, работников и потребителей. Речь идет не только о материальных ценностях, хотя, конечно, о них в первую очередь. Такие духовные ценности, как лояльность, корпоративный дух, удовольствие от работы, имидж, репутация, связаны с появлением и деятельностью организаций.
Теория организации занимает своеобразное положение в системе наук, имеющих отношение к управлению. Оно определяется тем, что теория организации, с одной стороны, изучает особые социальные группы, а с другой – вводит менеджеров в объект их будущей управленческой деятельности.
Изучение теории организации невозможно без знания экономических основ функционирования общества, особенно таких аспектов, как институциональная экономика и микроэкономика, а также экономика организации. Изучение социологии позволяет понять, какое место занимают организации среди всей совокупности социальных общностей и групп и какую роль играют организации в социуме. Знание культурологии позволяет глубже понять особенности возникновения и развития такого важнейшего элемента организационной системы как организационная культура, которому в последние десятилетия теоретиками и практиками менеджмента уделяется все больше внимания.