рефераты по менеджменту

Организационно-кадровое обеспечение государственой кадровой политики

Страница
2

3. Исследовать механизм реализации молодежной политики на промышленных и других предприятиях, организациях.

4. Рассмотреть рыночный подход формирования кадровой политики региона.

1. Сущность государственной молодёжной политики

Современное состояние молодежи в Российской Федерации и основные направления государственной молодёжной политики

Российская молодежь не оторвана от мира, от развития своей страны и адекватна своему времени. Она адаптирована к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Происходит рост традиционных и зарождение новых "групп риска". Все более заметны проявления экстремизма и радикализма.

Негативные тенденции, доминирующие в молодежной среде:

· уменьшается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами. По прогнозам, к 2025 году доля молодежи в структуре населения России снизится с 25% до 18%. Налицо кризис молодой семьи – количество разводов достигло 500 на 1000 браков, большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка;

· ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения, что может привести к качественному снижению репродуктивного, интеллектуального, экономического потенциала российского общества. С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания, токсикомания, алкоголизм;

· продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям. В течение 1990-х гг. число осужденных за уголовные деяния в возрасте до 29 лет возросло в 2 раза. Более половины всех правонарушений совершается несовершеннолетними. Число беспризорных сопоставимо с уровнем 20-х годов прошлого века;

· снижается качество образования;

· происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников. Доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57% (в среднем – 39%). Многие из молодых людей вообще никогда не работали. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг, отдают предпочтение рабочим местам, не требующих высокой профессиональной квалификации;

· доля предпринимателей не превышает 2-3% от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;

· происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

· слабо развивается культура ответственного гражданского поведения. У молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления. Характерными чертами массового молодежного сознания становятся правовой нигилизм, отсутствие социальной воли, "стадный" инстинкт.

В то же время, наблюдается рост позитивных тенденций в развитии российской молодежи:

· в молодежной среде созревает мощный инновационный потенциал. Увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

· растет самостоятельность и практичность, ответственность за свою судьбу, мобильность, восприимчивость к новому;

· увеличивается престижность качественного образования и профессиональной подготовки. Меняется отношение к образованию – формально-статусное отношение уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

· растет экономическая заинтересованность в сохранении своего здоровья;

· современная российская молодежь стала полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в глобальные экономические, политические и гуманитарные процессы.

В совокупности это привело к тому, что ценностно-смысловое пространство молодежи формируется либо на основе криминальных субкультур, либо на основе ценностно-поведенческих моделей, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодых россиян.

На фоне социально-экономических потрясений последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее. Активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремлении иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарплату и т. п.

В таких явлениях общественного сознания молодежи проявляется усиление патриотических позиций. Однако патриотизм, основанный на отторжении современной России, не может не быть противоречивым и деформированным.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития, образа будущего России, слабо развиты условия для самореализации и воплощения социально значимых инициатив молодежи. Отсутствует механизм согласования интересов молодежи с интересами других групп общества.

Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть достигнуто лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, развитии цивилизованных механизмов взаимоотношений между обществом и входящими в него новыми поколениями.

Образовавшиеся пробелы в воспитании и социализации молодежи восполняются легкодоступными носителями информационного продукта. Ведущую роль в этом процессе играют средства массовой информации. В современной молодежной среде им принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания. При этом продукт массовой потребительской культуры во многом способствует росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая негативные тенденции в ее развитии.

Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая как традиционные, так и инновационные институты социализации, добиться их разумного баланса и взаимодополнения, используя для этого возможности государства и общества.

Реализация государственной молодёжной политики должна быть направлена на обеспечение через процессы социализации влияния на становление нового поколения как основного инновационного ресурса развития страны.

Государственная молодежная политика (далее ГМП) является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Государственная молодежная политика регулирует и обеспечивает эффективность отношений молодежи, общества и государства, является органичной частью внутренней и внешней политики государства, системы его безопасности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту