Введение
Исторически до начала прошлого века в мировом гостиничном хозяйстве доминировала европейская классическая модель, которая строилась вокруг двух важных управленческих должностей – метродотеля и шеф-повара. Первый являлся лицом, следящим за взаимодействием между персоналом отеля и гостями, чтобы обслуживание последних протекало должным образом, быстро и в соответствии с политикой отеля. А второй являлся хозяином кухни и руководил процессом выбора и подготовки блюд, предлагаемых гостиницей.
В наши дни в маленьких гостиницах обычно мало существует проблем связанных с организационной структурой. Распределение задач, определение полномочий и обязанностей, а также взаимоотношения между членами предприятия можно построить на персональной и неформальной основе. Но большинство гостиниц требуют какую-нибудь структуру, с помощью которой межличностные отношения разделяются и координируются. В крупных гостиницах существует необходимость в аккуратно составленной и целеустремленной организационной структуре.
Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника. Но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:
Служба управления номерным фондом (отдел обслуживания гостей);
Служба общественного питания;
Административная служба;
Коммерческая служба;
Инженерные (технические службы);
Вспомогательные и дополнительные службы.
В независимости от факторов, влияющих на размер гостиничного предприятия и состав его структуры, существует понятие «гостевого (или технологического) цикла», который определяет минимальный набор служб гостиницы, необходимых для производства и реализации качественного гостиничного продукта.
Актуальность и значимость темы работы состоит в том, что в современных условиях туристского бизнеса и экономической интеграции Российской Федерации вопросы индустрии гостеприимства являются значимыми для экономики страны. Поэтому разработка методики исследования систем управления в гостиничных комплексах носит практическую значимость для развития экономики России в целом на теперешнем этапе ее развития, когда необходимо новое осмысление понятия менеджмента и его функций. Изучение вопросов гостиничной индустрии в целом, и деятельности отдельных гостиничных предприятий города Москвы в частности, является практически значимым и актуальным.
Целью данной работы является изучение и анализ вопросов, касающихся методов управления на предприятиях гостиничного типа.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает гостиница «Русский Дворик».
В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие вопросы:
- структура управления гостиницами, типы организационных структур;
- характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования;
- анализ его организационно-правовой формы;
- анализ структуры аппарата управления;
- экономические показатели хозяйственной деятельности;
- анализ основных служб гостиницы;
- изучение методов оптимизации организационной структуры.
Раздел 1. Теоретические основы организационных структур
Гостиницы и рестораны — это не только важнейший вид предприятий экономической деятельности, но и сложная организационная структура, характеризуемая распределением целей и задач управления между целыми подразделениями и отдельными работниками.
Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
В структуре управления гостиницей выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений).
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления гостиницей. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Изменение приоритетов предпринимательской деятельности (функционирования бизнеса) - от получения бизнеса (в 50-е годы) к принятию теории социального контракта (бизнес своим существованием обязан обществу и должен нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом) - привело к изменению принципов функционирования производства (табл. 1.), что непосредственно сказалось и на работе с персоналом.
Таблица 1. Принципы функционирования производства ООО «СПСЗ»
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ |
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ |
Индивидуалистическая этика, имущественное право, самостоятельные решения |
Развитие социальной этики с упором на местное общество, коллективное участие и ответственность, социально-культурное воздействие на личное благосостояние |
Личная выгода и процветание каждого - залог более высокого общественного благосостояния |
Необходимость согласованных общественных действии |
Подъем эффективности путем разделения труда и специализации |
Осознание предела специализации с позиций человеческой удовлетворенности |
Предприятие как хозяйственная единица |
Организация предприятия как социально-экономической системы |
Максимизация прибыли как единственная цель |
Прибыль является главной целью, но растет осознание социальных целей. Многоцелевая удовлетворенность |
Универсальный упор на выгодные и эффективные экономические достижения |
Упор на выгодность, эффективность и удовлетворение участников |
Организация предприятия как закрытой системы |
Организация предприятия как открытой системы, взаимодействующей с окружающей средой |
Реакция только на рынок и конкурентную среду |
Реакция на многие заинтересованные группы и социальные силы |
Подход к деятельности правительства с позиций правительства |
Понимание роли правительства в соответствии с общественными целями |
Человек стремится к использованию природы и господству над ней |
Жизнь в гармонии с природой и в подчинении ей |
Сильная связь использования экологических ресурсов с экономическим ростом |
Осознание пределов роста и действий для сохранения экологической целостности |
Неограниченное использование науки и техники. Взгляд на науку с позиций невмешательства и детерминизма |
Осознание предела науки и техники. Признание необходимости контроля над прикладным использованием техники |
Сведение общественных ожиданий от предприятия к производству материальных ценностей и услуг |
Общество ждет от предприятия обращения к проблемам качества жизни в более широком смысле |
Измерение достижений предприятия прибылью |
Оценка предприятия по прибыли и показателям социальных результатов |