ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент сегодня составляет основу предпринимательской деятельности, являясь одновременно и все более широко распространяющимся образом хозяйственного мышления, и целостной системой мероприятий. Это во многом определяет актуальность применения основных принципов менеджмента в современной экономической формации, которая до настоящего времени находится в переходном состоянии. Экономическая либерализация в России в сочетании с экономическим ростом способствовали постепенному превращению государственно-монополизированной экономики в конкурентный рынок, смену товарного дефицита дефицитом денежных средств, трансформацию проблем снабжения в проблемы сбыта. На основе опыта западных стран в России формируется свой тип менеджмента.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (целей). Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться ее коллектив. Целей может быть несколько – стратегические, индивидуальные, оперативные, тактические. Процедура совместного определения целей является главным мотивом и координирующей силой организации. Исходя из целей‚ выстраивается структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Любая организация – это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система управления организации, зависит способность к адаптации, к развитию. Уровнями взаимодействия здесь являются:
«организация – внешняя среда»,
«индивид – организация»,
«подразделение – подразделение».
Организация управления строится на основе шести известных принципов:
специализации,
пропорциональности,
параллельности,
точности,
непрерывности,
ритмичности.
Оптимальное управление организацией позволяет составлять более реальные программы производства и реализации, быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Различные вопросы управления организациями рассматриваются в трудах, как отечественных, так и зарубежных ученых: Месхона М., Юкаевой В.С. и других. При этом вопросы управления организациями еще недостаточно изучены в отечественной литературе.
Из вышесказанного следует, что тема организации управления является актуальной. Цель работы – описать типы и виды организации управления. На основании цели поставлены следующие задачи:
выделить основные типы организаций;
провести классификацию функций управления;
выявить различные виды управления организациями и возможность применения в них того или иного типа управления.
Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.
Работа включает в себя четыре раздела.
В первом разделе проводится классификация организаций.
Во втором разделе описываются основные функции управления.
В третьем разделе рассматриваются организации с точки зрения различных типов управления.
В четвертом разделе на основании предыдущих анализируется возможность выбора различных организационных структур.
В заключении делаются общие выводы по теме работы.
1. ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ В НИХ
Организация является сложной технико-экономической и социальной системой. Выделяют следующие основные классификационные критерии.
· по отношению с внешней средой;
Механистическая организация (жесткая, бюрократическая) характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации. Такая организация эффективна при рутинной технологии, несложном и неподвижном внешнем окружении. Преимущества: универсальность, предсказуемость, производительность, экономия на издержках. Пример – стандартизированное конвейерное производство. Такую организацию называют также бюрократической.
М. Вебер дает следующую характеристику бюрократии как организации:
1. Наличие общих правил и процедур для контроля поведения работников.
2. следование правилам и процедурам, а не личным предпочтениям.
3. Подчинение должности, а не личности.
4. Определение обязанностей, прав, власти.
5. Иерархический принцип построения организации – подчинение нижестоящего уровня иерархии вышестоящему.
6. Подбор кадров по профессиональным качествам: на должность назначают, а не выбирают.
7. Продвижение происходит по принципу старшинства или достижений.
8. Подчинение руководителя общим правилам.
Органическую организацию отличает:
широкая специализация в работе,
слабое или умеренное использование формальных правил и процедур,
децентрализация и участие работников в принятии решений,
ответственность в работе,
гибкая структура власти,
небольшое количество уровней управления,
субъективная система вознаграждения,
субъективные критерии отбора кадров,
неформальный характер отношений.
Такая организация эффективна, когда используется современная технология, не рутинное, не стандартизованное производство; имеется сложное и динамичное внешнее окружение, неопределенность целей и задач; при этом задачи сложные (например, разработка компьютерных программ); быстрая адаптация к изменениям внешней среды. Можно сказать, что это – прямая противоположность «идеальной бюрократии».
· по взаимодействию с человеком;
Корпоративная организация – корпорация как социальный тип организации. Это замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов (в Индии – касты, в Европе – гильдии, министерства, ведомства, партии). Объединение в корпорацию происходит по социальным, профессиональным, кастовым критериям. Важным условием и способом формирования корпоративной организации является поддержание дефицита ресурсов – монополия. Субъектом интереса в корпорации является сама группа, коллектив, или вся организация.
Характеристики здесь следующие:
преимущество общей цели над индивидуальной;
отождествление себя с организацией;
ответственность организации за своих членов;
суверенитет организации;
принятие решений по принципу большинства или старшинства;
превалирование интересов производства над интересами работника;
двойная мораль – корпоративная и индивидуальная;
лояльность организации.
Индивидуалистская организация – свободное, открытое и добровольное объединение людей, осуществляющее совместную деятельность.
Характеристики такой организации:
объединение ресурсов вокруг человека;
принцип увязки интересов всех участников организации;