Взаимодействие НКО возможно и необходимо не только с органами государственной власти, но и с некоммерческими организациями. Совместное решение проблем определяет социальное партнёрство всеми секторами.
Правовые основы взаимодействия организаций всех трёх типов заложены в целом пакете законов, принятых российским парламентом за последние годы.
Эти законодательные акты можно условно разделить на две группы:
Законы, регулирующие деятельность организаций.
а. Декларация прав и свобод человека и гражданина (утверждена 22 ноября 1991 г.)
б. Конституция Российской Федерации (утверждена 21 апреля 1992 г.)
в. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть принята 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., вторая часть в первом чтении принята Госдумой 17 ноября 1995 г.)
г. Закон РФ “Об общественных объединениях” (действует с мая 1995 г.)
д. Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (принят Госдумой 7 июля 1995 г., вступил в силу с августа 1995 г.)
е. Закон РФ “О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений”
В соответствии с этими законами приняты законы субъектов Федерации.
Помимо общечеловеческих аспектов, типа спонсорства, меценатства и благотворительности, социальное партнёрство с НКО предоставляет для КО и ряд финансовых предпочтений. Так существующие возможности по налоговым льготам, закреплённые в законодательстве России, позволяют НКО привлекать финансовые ресурсы КО для осуществления социально-значимой деятельности. Сейчас действует около двух десятков основных законов, регулирующих налоговую политику по отношению к НКО. Важнейшим их показателем является возможность освобождения КО от уплаты налогов, если ею выделяются деньги на благотворительную деятельность или на обеспечение работы разных НКО. И в этом есть определённая привлекательность для КО.
В соответствии с действующей Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 6 марта 1992 г., делая благотворительные пожертвования (включая выделение средств на НКО), КО получают скидку с налога в размере 3-5 процентов.
Если же КО поддерживают бюджетные организации, работающие сфере детского дошкольного образования, спортивно-оздоровительных детских лагерей, культуры и спорта, содержания домов престарелых и инвалидов, а так же народного образования, то по Закону о прибыли на предпринимательскую деятельность, они получают налоговые льготы. Характерно, что размеры таких льгот значительно различаются для разных регионов.
Таким образом, можно сказать, что правовая основа для финансовой поддержки деятельности НКО со стороны КО и ГО существует.
Законодательные акты РФ, в которых сосредоточены основные нормы налоговой политики по отношению к НКО, регулирующие а том числе и взаимодействие НКО с ГО и КО, включают среди прочих следующие:
Об основах налоговой системы РФ (27.12.1991 г. с последующими поправками и разъяснениями);
О налогообложении прибыли предприятий и организаций (27.12.1991 г. с последующими поправками и разъяснениями);
О подоходном налоге на физических лиц (7.12.1991 г. с последующими поправками и разъяснениями);
О правительственных сборах (9.12.1991 г. с последующими поправками и разъяснениями);
О налогах на собственность предприятий (13.12.1991 г.);
О налоге на добавленную стоимость (6.12.1991 г. с последующими поправками и разъяснениями);
О налогообложении доходов от страховой деятельности (инструкция от 26.03.1992 г.);
О налогообложении доходов банков (инструкция от 7.04.1992 г.);
О таможенных тарифах (12.05.1993 г.);
Таможенный кодекс РФ (21.05.1993 г.);
О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций (Постановление Госналогслужбы, Минфина и Минюста России п.282 от 21 июня 1993 г.)
Нормативные документы, которые должны учитываться НКО, включают также:
а) Разъяснение налоговой службы РФ по вопроса, связанным с применением налогового законодательства по налогообложению прибыли (доходов) юридических лиц (14.09.1993 г.);
б) Письмо налоговой службы “О порядке налогообложения дотаций, полученных от зарубежных благотворительных организаций” (11.06.1993 г.);
в) Постановление администрации РФ о работе с гуманитарной помощью (18.03.1992 г., 10.08.1993 г., 23.11.1993 г.)
Анализ этих перечней, имеющейся отечественной и зарубежной практике позволяют выделить два типа форм поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с организациями Третьего сектора.
1. Поддержка финансирования и развития независимых некоммерческих организаций, осуществления и совершенствования их уставной деятельности.
К данному типу относятся следующие формы:
предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых льгот;
предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям третьего сектора;
предоставление независимым некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);
Бюджетное финансирование (субсидирование) отдельных видов расходов организаций Третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений, на оплату услуг связи, на обучение кадров и т.д.);
безвозмездная передача государственного и муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;
предоставление льготных кредитов;
информационная, консультационная помощь и другие виды поддержки.
2. Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке и реализации государственных и муниципальных программ.
Здесь выделяются такие формы, как:
координация деятельности и совместная разработка программ;
размещение заказов на выполнение социальных услуг;
поддержка проектов и программ некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.
Предоставление Третьему сектору государственных и муниципальных средств может носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование Третьего сектора). Прямое финансирование – это, например, оплата некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление льгот, то есть освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.
Фандрайзинг – это сбор денег и пожертвований на проекты некоммерческих и благотворительных организаций.
Не существует никакой “магической формулы” для успешного фандрайзинга и никакого гарантированного способа получить деньги в ответ на просьбу о них.
Однако если вы будете упорны в своём желании действовать для привлечения средств, если ваша организация будет надёжна для своих подопечных, если она многим известна, если вы правильно подготовите обращения к потенциальным спонсорам, и докажите им, что вашей организации действительно необходимы деньги – то, скорее всего, вы их получите.