Таким образом, подобные регламенты, единые для исполнения всеми органами государственной власти, являются нормативными правовыми актами прямого действия.
Что касается общего делопроизводства, то здесь наблюдается качественно иная ситуация. Инструкция по делопроизводству в Федеральной регистрационной службе создавалась еще на основе разработанной и действовавшей до 2006 года Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Она имеет лишь небольшие отличия в части индивидуализации ее положений для конкретной структуры. Кроме того, Инструкция Федеральной регистрационной службы вводилась как временная на ранних стадиях функционирования службы, и по этой причине не только не соответствует Типовой инструкции, но и не содержит конкретики организационных моментов. Впоследствии вся сложившаяся технология должна была получить свое отражение в итоговом документе – новой Инструкции по делопроизводству, однако этого не произошло.
В сентябре 2005 года в Управлении была введена собственная Временная инструкция по делопроизводству1. Фактически данный документ по содержанию повторяет рассматриваемую выше Инструкцию Федеральной регистрационной службы. Такой подход также нельзя считать верным, поскольку данная инструкция нуждается в адаптации не только с точки зрения ее соответствия нормам Типовой инструкции, но и сточки зрения специфики Управления. Формальный характер инструкции привел к необходимости издания отдельных распорядительных документов по конкретным организационным и процедурным моментам. В частности, отдельными приказами устанавливаются: требования к порядку разработки и оформления локальных актов, порядок использования гербовых бланков1, процедура постановки документов на контроль и снятие с контроля.
Таким образом, установлена необходимость совершенствования нормативной базы общего делопроизводства на локальном уровне. Перед организационно-контрольным отделом стоит задача по разработке качественной инструкции по делопроизводству.
При организации работы с документами в отделе используются традиционные технологии автоматизированной системы электронного документооборота и делопроизводства на базе СУБД Lotus Notes. («безбумажный» документооборот). Указанная система функционирует также и в обособленных подразделениях Управления. В отделе установлены два модуля системы: «Служебная корреспонденция» и «Контроль исполнения документов».
С помощью указанной системы:
- автоматизирован процесс регистрации входящей корреспонденции;
- автоматизирован процесс регистрации исходящей корреспонденции, причем в случаях, когда исходящая корреспонденция является ответом на входящую, фиксируется ссылка на входящий документ;
- осуществляется контроль прохождения документов по исполнителям;
- осуществляется контроль сроков исполнения документов;
- осуществляется быстрый поиск документов по различным реквизитам;
- создана база данных документов за несколько лет.
Регистрация приказов и распоряжений руководителя также ведется в базе Lotus Notes, система регистрации приказов позволяет выводить реестры зарегистрированных документов на печать и вести качественный контроль исполнения документов. Однако следует отметить, что заявления, служебные и докладные записки не заносятся в базу, а регистрируются в журнале.
Для организации работы с обращениями граждан и контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан в Управлении функционирует программа на базе СУБД Access «Кодекс: Письма и обращения граждан». С помощью этой программы выводится форма отчетности по обращениям граждан, направляемая в Росрегистрацию.
Итак, в отделе используется частичная автоматизация, основанная на использовании СУБД Lotus Notes и Access «Кодекс: Письма и обращения граждан». Данная система имеет достаточно большое распространение в органах исполнительной власти и обладает широкими возможностями по построению эффективной поисковой системы.
Заключение
Управление является структурным подразделением. В деятельности отдела выделены два направления: организационно-контрольное (планирование, контроль, обращения граждан, проведение совещаний, семинаров, проверок) и делопроизводство. В своей работе отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации, положением об Управлении, распорядительными документами Управления и настоящим положением.
Должностные обязанности между служащими отдела распределены равномерно. В отделе практикуется взаимозаменяемость работников, что позволяет не нарушать рабочий процесс во время ежегодных отпусков служащих отдела, либо при наступлении их нетрудоспособности. Однако, в случае, когда несколько служащих занимают одинаковые должности, их деятельность регламентируется одним должностным регламентом, в то время как характер выполняемых функций может быть различным. Выход здесь может быть найден путем выделения в структуре отдела рабочих мест и составления регламентов на каждое такое место.
В ходе прохождения практики в Пограничном Управлении ФСБ РФ по Челябинской области были выявлены следующие аспекты деятельности отдела.
Проведенный анализ документов, регламентирующих деятельность отдела, установлена необходимость разработки инструкции по делопроизводству, которая должна четко и подробно устанавливать правила документирования и организации работы с документами, а также организационные и процедурные моменты деятельности. От того, насколько детально и полно будет описана система планирования, контроля исполнения документов зависит организация этой работы и ее результаты, которые, несомненно, скажутся и на всей деятельности Управления.
Наличие в отделе автоматизированных информационных систем позволяет оперативно и более качественно работать с документами. Однако необходимо внутреннюю корреспонденцию также регистрировать в единой электронной базе. В целом отдел Пограничного Управления справляется со своими должностными обязанностями.