1) анализ ситуации на производстве и проектирование новшества;
2) внедрение;
3) развитие нововведения;
4) анализ результатов внедрения нововведений.
На первом этапе анализа ситуации на производстве и проектированияновшестваруководитель должен определить степень соответствия новшества среде его внедрения. Предстоит предпринять комплекс мероприятий по преодолению организационно-функциональных причин сопротивления персонала организации нововведению:
- изучить фактическое состояние организации, экономическую, правовую, техническую и технологическую подготовленность отдельных подразделений, отделов, служб или специалистов;
- обосновать бесперспективность продолжения работы без нововведения в производстве;
- изучить характер проектируемых изменений в функциональной структуре;
- оценить компетентность штатов аппарата управления;
- изучить уровень подготовки персонала к нововведению;
- определить текущие и перспективные задачи при планировании нововведения.
Чтобы материально-финансовые причины не тормозили нововведение, руководитель должен разработать альтернативные варианты нововведения, провести их экономическую и социальную экспертизу и оценить последствия всех вариантов:
- выявить наличие фонда времени, необходимых капитальных вложений для нововведения;
- дать оценку материальным стимулам для участников нововведения.
Необходимо решить задачи по преодолению социально-психологических причин сопротивления нововведению, изучить при этом:
- возможную реакцию формальных и неформальных групп в коллективе;
- возможности инициирования перемен неформальными лидерами коллектива;
- ценностные установки и социально-психологические традиции персонала.
Следует предусмотреть и комплекс мероприятий по ослаблению информационных причин сопротивления персонала нововведению:
- проанализировать информированность персонала относительно сущности вариантов нововведения;
- оценить характер и особенности социальных ожиданий персонала в отношении нововведения;
- учесть предложения персонала в связи с намеченным нововведением, привлечь людей к планированию перемен.
На этапе внедренияважно, чтобы трудовой коллектив мог извлечь выгоду из внедрения нововведения. Нужно постоянно информировать персонал о ходе внедрения нововведения. Роль руководителя на этапе развития нововведения в наибольшей степени инновационная. Здесь необходимо:
- выявить в нововведении незапланированное содержание;
- выявить особенности творческого развития нововведения самой организацией;
- оценить характер изменений управленческих операций.
На заключительномэтапе нововведения руководителю следует:
- подвести итоги нововведения;
- сопоставить итоги нововведения с планируемыми результатами деятельности;
- проанализировать ход выполнения целевой комплексной программы внедрения нововведения, причины отклонений;
- оценить модификацию самой организации вследствие внедрения нововведения.
Каждый человек способен улучшать свою "восприимчивость" простой самодисциплиной. Улучшение "восприимчивости" не подразумевает изменений в личности или в характере и просто означает, что человек заставляет себя сконцентрировать, как бы трудно это ни казалось вначале, свой интеллект, чувства и интуицию на той части идеи, новшества нововведений, которая достойна внимания. Только тогда он получает право выразить свои сомнения и указать на слабые места.
Нововведения – это изменения в окружающей человека среде, с которой он непосредственно взаимодействует и которая значима для его активности. Каждый человек реагирует на изменения целой гаммой чувств. Эта гамма состоит из положительных и отрицательных реакций. Более того, у каждого своя гамма таких реакций, которые могут быть охарактеризованы одним словом «восприимчивость», в основе которой лежит восприятие. Восприятием называют процесс познания объектов и событий окружающего мира при помощи чувств. Восприятие рассматривается как результат переработки нервной системой информации, поступающей от органов чувств.
Общая модель восприимчивости организации к нововведениям может быть представлена следующей функцией:
В = f (Л,С,К),
где В – восприимчивость организации к нововведениям;
Л – личностно-психологические характеристики членов организации;
С – характеристики организационной структуры (структурные переменные); К – характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей (контекстуальные переменные).
Оптимальные с точки зрения восприимчивости значения личностно-психологических, структурных переменных дают ориентиры в выборах руководителей и координаторов крупномасштабных управленческих перестроек, служат целевыми установками так называемых семинаров организационного развития. Приближение характеристик персонала и структуры организации к этим значениям должно, по замыслу исследователей, значительно облегчить процесс внедрения нововведения.
Личностно-психологические переменные (Л) включают две большие группы.
Характеристики руководителей: |
Характеристики персонала: |
- установка на нововведения половозрастные характеристики; - профессионализм; - "космополитизм"; - место в организационной иерархии; - заинтересованность в служебном росте; - склонность к риску |
- информационные контакты; - образовательный уровень; - осведомленность о нововведении; - идеология; - мотивированность к нововведению |
Некоторые специалисты по результатам своих исследований связывают с восприимчивостью к нововведениям противоположные характеристики членов организации.
Вместе с тем противоречивое влияние личностно-психологических переменных на восприимчивость свидетельствуют и о наличии других, более важных ее определителей. Конечно, личность руководителя и его подчиненных оказывает определенное влияние на принимаемые решения, но это не главный фактор, так как поведение человека в организации определяется господствующими в обществе производственными отношениями, а также нормами и процедурами, вытекающими из сложившейся организационной структуры.
Структурные переменные (С) характеризуют три главных признака организации в связи с принятием решения о внедрении нововведения: ее размер, величину резервных ресурсов, а также организационную структуру.
Величина резервных ресурсов: |
Организационная структура: | |
–наличие резерва; –свободно распределяемые фонды; –наличие специализированного нововведенческого подразделения; –опыт в использовании нововведений |
–сложность; –централизация; –регламентация работы; –развитость коммуникационных каналов; –межорганизационная интеграция; –организационный климат |