Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, которые поняты, осмыслены, прочувствованы и пережиты, в которые человек верит и руководствуется ими в жизни.
Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек, составляет содержание мотивов деятельности, формирует установки личности. Она может выступать как глубокое понимание личностью социально-исторических процессов и своего предназначения, но может носить и отрицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.
Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими, или материальными; потребности, связанные с развитием личности, — духовными. Духовные потребности помогают личности развить свой внутренний мир, получить удовольствие от работы собственной души. Это потребность в самореализации, стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, потребность в общении, в признании другими людьми, в статусе (определенному положению в обществе), в безопасности.
В психологии различают следующие виды направленности:
1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к коллегам и своим обязанностям, а следовательно, возможно проявление таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тревожность, интравертированность и др.;
2) направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;
3) направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;
4) направленность на карьеру, семью и т.п.
Конечно, все подструктуры личности можно выделять только в познании. В реальности все взаимосвязано и составляет единую цельную личность. Так, мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твердость — оно сказывается на всем облике человека (в коллективе у него возникают психологические особенности, не свойственные человеку вне коллектива). В то же время включенность человека в те или иные общественные отношения (те или иные коллективы, неформальные или формальные, профессиональные группы) способна воздействовать на его направленность, формировать определенные убеждения, мотивы деятельности, мировоззрение. Формы психического отражения действительности в познавательных процессах способны влиять на всю деятельность человека, побуждая его (в том числе и юриста в его профессиональной деятельности) совершенствовать свой профессионализм, развивая положительные наклонности и свойства, подавляя негативные. Даже психофизиологические свойства (темперамент), которые изменить невозможно, могут быть использованы для необходимой коррекции своего поведения, своих профессиональных действий, в межличностных отношениях.
В современной философской, социологической и психологической литературе часто употребляются понятия: «развитая индивидуальность», «творческая личность», в которых подчеркивается гармоничность, многосторонность, целостность развития различных подструктур личности.
Развитие личности — постоянное расширение и обогащение человеческой личности, связанное с совершенствованием способностей, развитием потребностей, общественных отношений, техническим и духовным прогрессом. Рассмотрим основные факторы становления и развития личности.
Одной из распространенных форм делового общения являются переговоры. Они подчиняются своим законам. Если их знать и научиться использовать, то можно рассчитывать на успех.
Переговорный процесс включает в себя несколько этапов:
1) подготовка к переговорам;
2) ведение переговоров;
3) анализ результатов.
Компетентный менеджер понимает, что значительная часть времени уходит на подготовку переговоров. Подготовка заключается не только в решении организационных вопросов (формирование делегации, определение места, времени, повестки переговоров), но и проработке таких вопросов как:
• анализ проблемы, диагноз ситуации;
• формирование общего подхода к переговорам, определение целей, задач и собственной позиции;
• определение возможных вариантов решения;
• подготовка предложений и их аргументация;
• составление необходимых документов и материалов.
I. Делайте различия между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами
1. Участник переговоров — прежде всего человек.
2. Каждый преследует двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений партнёров.
3. Отношения обычно увязываются с проблемой.
4. При позиционном торге возникают противоречия между существом проблем и отношениями участников переговоров.
5. Отделяйте отношения от существа дела.
6. Поставьте себя на место партнера.
7. Не делайте выводов о намерениях людей исходя из собственных опасений.
8. Ваша проблема — не вина других.
9. Обсуждайте восприятие друг друга.
10. Ищите возможность для действий, неожиданных с точки зрения другой стороны.
11. Предоставляйте возможность другой стороне сделать ставку на результат.
12. Позаботьтесь о сохранении «лица» партнера.
13. Осознавайте чувства партнера и свои.
14. Позвольте другой стороне «выпустить пар».
15. Не реагируйте на эмоциональные проявления. 16» Используйте символические жесты.
17. Внимательно слушайте и показывайте, что слышали то, что было сказано.