рефераты по менеджменту

Мотивирование персоналом

Страница
3

Осознать — значит приобрести потенциальную возможность на­учить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер. Нейрофизиологической основой сознания яв­ляется сложнейшая система мозговых «центров», объединяющая управление действием как средством удовлетворения потребности и речь.

Сознание — такое знание о мире, закрепленное в «нервных мо­делях» мозга, которое может быть:

использовано человеком для организации действий, направлен­ных на удовлетворение имеющихся у него потребностей;

передано другим членам сообщества посредством второй (рече­вой) сигнальной системы.

Сознание включает в себя сферу самосознания — это осознание, оценка человеком своего значения, нравственного облика и инте­ресов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего, мыслящего существа.

Но вне сферы сознания (контроля и управления человеком сво­его субъективного опыта) оказывается большая совокупность пси­хических процессов и состояний, которые называются бессознатель­ными.

Бессознательное — в наиболее распространенных значениях:

1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознава­емых им без применения специальных методов;

2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека;

3) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

В современной психологии обычно выделяют несколько форм проявления бессознательного:

неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мо­тивы и установки), механизмы и регуляторы деятельности, обеспе­чивающие ее автоматический характер (стереотипы автоматизиро­ванного поведения);

познавательные процессы, когда они протекают вне фокуса со­знания, сознательного регулирования и контроля;

неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т.д.);

механизмы творчества, формирование идей, гипотез, догадок, предположений.

Известный физиолог И.П. Павлов дал образное сравнение созна­тельного со «"светлым пятном" максимальной работоспособности, оптимальной возбудимости нервных клеток», которое непрерывно перемещается по коре больших полушарий. Сигналы и ответные ре­акции, оказавшиеся в зоне «светлого пятна», осознаются человеком. Впечатления и следы ранее полученных впечатлений, воспринятые или хранящиеся в «тени», относятся к сфере бессознательного до тех пор, пока прожектор «светлого пятна» не сделает их очевидны­ми для сознания.

Человеческий мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и социальной наследственности. Но не все эле­менты этого «багажа» представляют социальную ценность для со­временного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего в случаях па­тологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Они отно­сятся к подсознанию.

В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) исполь­зуются: анализ свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных дей­ствий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Но многие исследователи бессознательного считали недопусти­мым объединять под термином «бессознательное» все, что не осо­знается: от деятельности внутренних органов до творческих озаре­ний. Поэтому они выделяли в бессознательном подсознательное и сверхсознателъное.

Сверхсознателъное — основанное на знании, опыте и манипули­ровании образами, интуитивное, играющее большую роль в творче­стве, создании новых идей, гипотез, предположений. Все основные формы проявления психики взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Психические процессы — способы отражения действительности. Они обеспечивают: связь человека с внешним миром, познание ре­альности, формирование через них других элементов психики, созна­ния человека, развитие его способностей и интеллекта и др. К ним относятся: познавательные процессы (ощущение, восприятие, пред­ставление, внимание, воображение, память, мышление, речь), эмоциональные процессы (чувства, в которых переживается отноше­ние человека к тому, что он ощущает, воспринимает, о чем думает, говорит), волевые процессы (проявления сознательной активно­сти человека в ходе обдумывания, припоминания, восприятия).

Психические свойства — базовые, фундаментальные элементы психики, определяющие содержание внутреннего мира и индиви­дуальное своеобразие жизни, деятельности и поведения человека. К ним относятся: характер, темперамент, способности.

Психические состояния — это функциональный настрой пси­хики в определенный момент жизни и деятельности человека.

Психические образования — формируемые в процессе деятель­ности элементы, которые отражают особенности этой деятельности и обеспечивают ее успешное выполнение. К ним относятся: знания, умения, навыки, качества личности, ценности, установки и др.

Психические свойства личности

Рассмотрим более подробно некоторые элементы структуры пси­хики личности.

Что такое темперамент? Темпера­мент — это индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется:

в общей психологической активности (в скорости и энергии про­текания психических процессов);

моторике (в скорости и выразительности движений, мимики и жестов);

эмоциональности (в степени эмоциональной возбудимости, так­же в особенностях смены настроений).

Учение о темпераменте было создано впервые древнегреческим вра­чом Гиппократом. По учению Гиппократа, различие людей по темпера­ментам объясняется различным соотношением соков (жидкостей) в орга­низме человека. Различают четыре вида жидкостей: желчь, кровь, слизь и черную желчь. В зависимости от того, какой вид жидкости преобладает в этом смешении, люди различаются по типам темперамента.

По учению физиолога И.П. Павлова различные типы высшей нервной деятельности характеризуются такими тремя основны­ми свойствами, как сила, уравновешенность и подвижность про­цессов возбуждения и торможения. В соответствии с этим раз­личают четыре типа темперамента: сангвинический, холеричес­кий, меланхолический, флегматический.

Психолог К. Юнг считает, что есть два акта приспособления че­ловека к окружающему миру — экстраверсия и интроверсия. На­званные понятия впоследствии стали считаться основными харак­теристиками темперамента. Экстраверсия проявляется в направлен­ности личности на внешний мир: общительность, активность, оптимизм, самоуверенное и импульсивное поведение. Для интровертов характерна направленность на внутренний мир человека: поведе­ние необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудитель­ное. Кроме того, в темпераменте проявляется устойчивость или не­устойчивость нервной системы.

Холерический тип темперамента (холерик) — сильный, не­уравновешенный, подвижный тип. Холерик отличается большой ра­ботоспособностью, активностью, бьющей через край энергией. Люди этого типа темперамента могут работать «запоем», быстро переклю­чаться с одной работы на другую; схватывают информацию на лету, быстро запоминают, даже не успев осознать. Холерик инициативен, нетерпелив и если увлечется, то его трудно остановить (в критиче­ские моменты может работать долго и неудержимо, с большим подъемом, преодолевая любые затруднения).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту