В Канаде правительство имеет право вмешиваться в коллективные переговоры относительно повышения зарплаты даже в том случае, когда достигнуто соглашение, если бюджетный контроль выявит превышение зарплаты над возможностями бюджета. В этих случаях правительство вправе уменьшить рост зарплаты.
В ряде стран функционируют специальные государственные органы по регулированию условий труда госслужащих. Это агентство по управлению персоналом в госслужбе США, национальное агентство по персоналу в Японии, агентство по зарплате для высших должностных лиц в Великобритании. Они собирают информацию о зарплате в государственном и частном секторах, в различных отраслях экономики, о росте стоимости жизни, анализируют мнения заинтересованных сторон, используют возможности государства в деле увеличения зарплаты госслужащих, вносят в правительство соответствующие рекомендации. Их рекомендации позволяют правительству выработать баланс между государственным бюджетом, потребности госслужащих в повышении зарплаты и положением с материальным стимулированием на рынке труда. Но при этом исполнительные органы должны отчитываться перед законодателями и перед общественностью за свои действия в этом вопросе. Возможность платить – вот что лежит в основе решений о повышении зарплаты госслужащим. Так устанавливается зарплата в Германии (для чиновников), в Греции, Люксембурге, Турции.
Системы зарплаты госслужащих, как правило, предусматривают повышения зарплаты в связи с ростом цен или ростом средней заработной платы по стране. Поскольку госслужащие в большинстве случаев не имеют право бастовать, индексация зарплаты должна быть обязательной. При ежегодном принятии государственного бюджета во всех странах законодатели стремятся экономить на зарплате госслужащих. Это приводит к снижению ее уровня по сравнению с частным сектором и отражается на квалификации специалистов, занятых в госсекторе. Что, в конце концов, побудило, например, конгресс США принять закон о сопоставимости зарплаты федеральных служащих, предусматривающий, что изменения в ставках зарплаты госслужащих по генеральной шкале (тарифной сетке) должны быть тесно увязаны со стоимостью жизни, рассчитываемой бюро статистики труда. Правительство только в чрезвычайных ситуациях может не учитывать этих расчетов.
В других странах для регулирования уровня зарплаты госслужащих в регионах вводят специальные надбавки и выплаты. Так, например, в Германии госслужащим даются специальные надбавки в зависимости от стоимости жизни в различных регионах страны. Швейцария дает надбавки по зонам проживания. В Турции введены специальные надбавки для госслужащих, работающих в менее развитых регионах.
Конечно, эти надбавки играют свою роль в деле привлечения и сохранения кадров госслужащих, работающих в неблагоприятных регионах. Но вместе с тем они порождают и проблемы, прежде всего контроля над расходованием средств. Если условия жизни меняются, власти не могут ликвидировать надбавки, так как госслужащие, получающие эти надбавки, считают их частью основного заработка.
В Японии распространена система оплаты труда, фактически не используемая в других странах, при которой размер заработка определяется исходя из: 1) стажа работы на конкретном предприятии; 2) возраста работника; 3) образования; 4) специальности; 5) опыта работы по специальности. При этом размер заработной платы ежегодно повышается и у работников формируется так называемое чувство принадлежности к своей компании.
Кроме того, работодателем может устанавливаться любая иная форма оплаты труда, не нарушающая интересы работника, а также не ухудшающая его положение по сравнению с предусмотренным в коллективном договоре и в законодательстве.
2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ
Транспортно-экспедиторское республиканское унитарное предприятие «Белинтертранс», именуемое в дальнейшем УП «Белинтертранс», зарегистрировано решением Минского горисполкома от 14 июня 2000 года № 657 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100074472.
Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием, штампы и другие реквизиты.
Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество Предприятия является собственностью Республики Беларусь и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.
Предприятие имеет обособленные структурные подразделения: Брестский филиал УП «Белинтертранс», Гомельский филиал УП «Белинтертранс», Гродненский филиал УП «Белинтертранс», Могилевский филиал УП «Белинтертранс» (Приложение 2).
Целью деятельности УП «Белинтертранс» является обслуживание грузовладельцев и экспедиторских фирм независимо от форм собственности и государственной принадлежности, обеспечение сотрудничества и взаиморасчетов, в том числе в свободно конвертируемой валюте, с перевозчиками и экспедиторскими фирмами государств СНГ и третьих стран, по перевозкам транзитных и экспортно-импортных грузов, а также извлечение прибыли от данной деятельности.
Виды деятельности:
- Организация перевозки грузов в прямом и смешанном внутриреспубликанском и международном сообщении и выполнении связанных с ней операций.
- Организация услуг, связанных с ввозом, вывозом и транзитным перемещением грузов через таможенную границу Республики Беларусь, всоответствии с таможенным законодательством Республики Беларусь.
УП «Белинтертранс» состоит из аппарата руководства предприятием, шести отделов: бухгалтерии; экспедирования; провозных платежей и маркетинга; декларирования; экономики, управлении персоналом и правовой работы; технического обеспечения и вычислительной техники.
Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия.
Таблица 2.1.Основные показатели деятельности УП «Белинтертранс» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)
Показатель |
2005г. |
2006г. |
Измненение 2006г. по отошению к 2005г. (+,-) |
Выручка (нетто) от реализации товаров |
1133 |
1535 |
+402 |
Себестоимость реализации товаров |
368 |
940 |
+572 |
Коммерческие расходы | |||
Прибыль от реализации |
464 |
595 |
+131 |
Проценты к получению |
6,4 |
15 |
+8,6 |
Прочие операционные доходы |
2340 |
2340 |
0 |
Прочие операционные расходы |
2347 |
2813 |
+466 |
Прочие внереализационные доходы |
68 |
188 |
+120 |
Прочие внереализационные расходы |
103 |
153 |
+50 |
Прибыль отчетного периода |
430 |
636 |
++206 |
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров |
1,26 |
0,63 |
-0,63 |
- по прибыли оставшейся после налогообложения |
1,94 |
2,02 |
0,08 |