Несмотря на это, нашими учеными была проделана большая работа по изучению и обобщению научного и практического опыта маркетинга в зарубежных странах. В начале 70-х годов была создана секция маркетинга при Торгово-промышленной палате СССР. Некоторые проблемы потребительского спроса изучались Всесоюзным научно-исследовательским институтом конъюнктуры и спроса. Кроме того, работникам внешнеторговых организаций рекомендовалось изучать и использовать в своей деятельности отдельные элементы маркетинга, такие как методы распределения и сбыта продукции, продвижение, реклама.
Коренной переворот во взглядах на маркетинг в нашей стране произошел в годы перестройки. Однако неразвитость рыночных отношений препятствует применению маркетинга в полном объеме. Пока в нашей стране могут успешно применяться лишь его отдельные приемы и методы.
С развитием рынка в России формируются условия для целенаправленной и комплексной маркетинговой деятельности. Применение принципов и методов современного маркетинга с учетом национальных особенностей нашего общества позволяет использовать зарубежный опыт удовлетворения общественных потребностей и совершенствования хозяйственного механизма.
В настоящее время большое значение в экономике придаётся рациональному формированию ассортимента товаров и услуг.
Формирование ассортимента – это подбор изделий, кот. предприятия будут производить и предлагать на рынке. По номенклатуре предлагаемых на рынке товаров ассортимент разделяют на основной и дополнительный. Основной – главная часть ассортимента. Почти весь оборот приходится на главный ассортимент. Дополнительный – дополняет основной.
Товародвижение – с-ма, кот. обеспечивает доставку товара к местам продажи в нужное время и с макс. уровнем обслуживания покупателей.
Это инструмент стимулирования спроса. Результаты планирования товародвижения оказывают влияние на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору каналов сбыта и т д.
Важно выбрать канал товародвижения – прямой или через посредника. Преимущ-ва прямой доставки товаров непосредственно к потребителю может быть эффективным, если кол-во товара велико и рынок потребителей охватывает большой регион.
Некоторые товары лучше реализовывать через посредников. Здесь тоже
важен выбор канала.
Каналы.
Посредники выполняют ряд функций:
1. Маркетинговые исследования - участники каналов сбыта ближе к рынку и обладают обширной информацией о запросах и предпочтениях потребителей, их характеристиках, особенностях и т.д.
2. Продвижение - посредники берут на себя часть функций по созданию и распространению информации о товарах среди предприятий розничной торговли на местах, рекламу в местных средствах массовой информации.
3. Установление контактов - участники каналов сбыта стремятся устанавливать и поддерживать связи с потенциальными потребителями.
4. Планирование продукции - участники каналов сбыта зачастую принимают участие в планировании существующих и новых товаров, помогают определить место товара па рынке.
5. Организация товародвижения - посредники берут на себя выполнение работ по подбору, транспортировке, складированию товаров.
6. Ценообразование - посредники устанавливают свои наценки к ценам производителей, влияя таким образом на конечную продажную цену.
7. Финансирование - приобретая товары, покрывая расходы, связанные с функционированием канала, участники канала обеспечивают финансовыми ресурсами процесс обращения товаров.
8. Принятие риска - заключается в принятии на себя ответственности за функционирование канала.
9. Обслуживание потребителей - участники канала обеспечивают разнообразие и выбор продукции, привлекающие потребителей, обеспечивают проданные товары гарантийным и послегарантийным сервисом, если они в нем нуждаются, выполняют необходимые ремонтные работы, обеспечивают запасными частями и т.д.
? |
звезда |
собака |
дойная корова |
Эта матрица позволяет классифицировать страны по их доле рынка относительно конкурентов.
Каждый тип имеет свою стратегию маркетинга:
? – новое направление деятельности
дойная корова – использование прибыли для площади СХП?????
звезда – стратегия поддержки существующего положения фирмы
собака – Уменьшение усилий с целью поддержание имиджа фирмы
Фима может сама выбирать стратегию деятельности, планировать прибыль и т д.
Маркетинг - философия бизнеса
Маркетинг – деятельность для удовлетворения нужд и потребностей посредством разработки товаров и услуг и их продвижения и обмена.
Маркетинг - явление разноплановое, комплексное, включающее систему взглядов, координацию различных направлений деятельности фирмы с целью увязки ее производственных возможностей и потребности рынка в соответствующей продукции.
Современная концепция маркетинга подчеркивает его системный, целевой характер. Вея маркетинговая деятельность организуется и осуществляется, подчиняясь поставленной фирмой цели. Цели хозяйственной деятельности в условиях рынка, как правило, формулируется в терминах роста прибыли, увеличения сбыта, расширения рыночной доли. Задача маркетинга состоит в том, чтобы содействовать достижению поставленных целей, опираясь на существующие потребности общества и отдельных его членов.
Сбор необходимой информации — трудоёмкий этап маркетинговых исследований, так как большая часть требуемой информации носит коммерческий характер и не публикуется. Около 70% всех затрат на проведение исследований приходится на сбор информации. Чтобы не допустить необоснованно высоких затрат, исследователи должны в ходе предварительной работы постоянно оценивать:
1) потенциальную стоимость принятия неверного решения,
2) вероятность принятия неверного решения на основании уже имеющейся информации,
3) целесообразность и срочность сбора дополнительной информации,
4) уровень точности и надежности результатов анализа.
Первичные данные - информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели.
Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собрана ранее для других целей.
Ценообразование - одна из важнейших составляющих программы маркетинга. Цена в конечном итоге показывает насколько правильно, была разработана и успешно реализована эта программа. При условии, когда фирма реализует продукцию но намеченной цене, это свидетельствует об успехе, когда потребитель отказывается покупать продукцию по этой цене, это неудача. Через оценку, таким образом, реализуются основные результаты деятельности предприятия, именно цена определяет эффективность этой деятельности. Цена определяет величину прибыли, так как прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами; уровень цены определяет объем продаж.