Бюджет для компании – высокоэффективный инструмент, позволяющий контролировать деятельность и результативность как каждого центра в отдельности, так и всего предприятия в целом. Бюджет – количественное выражение плана в натуральных и денежных измерителях.
После разработки структуры бюджетов можно перейти к планированию. На этой стадии разрабатываются планы деятельности предприятия на будущий период, которые наполняют систему бюджетов конкретными показателями. В результате все мероприятия представляются в финансовом выражении в виде бюджетов. Горизонт планирования определяется в зависимости от специфики предприятия, длительности хозяйственного цикла и потребности в управлении. Для большинства предприятий горизонт планирования равен году. Планы могут составляться двумя способами:
· пересчетом результатов предыдущего периода с использованием коэффициентов;
· прогнозированием развития предприятия на основе оценки различных факторов.
После принятия планов к исполнению нужно заложить механизм и периодичность их корректировки. Реальная ситуация может существенно отличаться от запланированной, особенно в условиях периодической российской нестабильности, и нужно иметь инструмент и возможность вносить в планы те события, которые произошли в жизни предприятия после утверждения планов. Так реализуется система бюджетного управления на предприятии. В целом система бюджетного управления охватывает весь цикл управления.
Бюджетное управление – оперативная система управления компанией по центрам ответственности с помощью бюджетов, позвол-е достигать поставленных целей. В бюджетном управлении различают: центр инвестиций, центр маржинального дохода, центр выручки и центр затрат. Система бюджетного управления базируется на своей системе учета, на финансовой структуре предприятия, на системе бюджетов и процедурах контроля. Её постановка производится в следующем порядке: формулировка целей организации; утверждение финансовой структуры; разработка системы бюджетов; составление планов; контроль.
Бюджетное управление – это управленческая технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которое позволяет анализировать планируемые и финансовые показатели. Оно дает возможность составить точную, удобную для восприятия, контроля, анализа и планирования картину, отражающую реальное состояние, с четким выявлением приоритетов развития компании. Бюджетное управление предназначено для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений. Бюджетное управление – это эффективный инструмент, который дает ясное представление о возможностях и перспективах компании.
Процесс составления орг-ей бюджета наз. Бюджет. циклом и состоит из след-х этапов:
· планирование, с участием руков-ей всех центров отв-ти, дея-ти орг-ции в целом, а также ее структ-ых подразд;
· определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой дея-ти;
· обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
· корректировка планов, с учетом предложенных поправок.
Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя. В зависимости от поставленных задач различают следующие виды бюджетов: генеральный и частные; гибкие и статические.
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель – объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами. В результате составления генерального бюджета создаются: прогнозируемый баланс; план прибылей и убытков; прогноз движения денежных средств. Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей: 1) операционного бюджета – включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации; 2) финансового бюджета – включающего бюджеты капитальных вложений(инвестиций), бюджет доходов и расходов, движение денежных средств и прогнозируемый баланс. Статистический бюджет – планируемый на конкретный уровень реализации. В этом бюджете з-ты орг-ции планируются. Стат. бюджет вкл д-ды и р-ды исходя из запланир. объема реализации. Гибкий бюджет – связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми факт рез-ми.
К операционным бюджетам относятся: Бюджет продаж; Бюджет запасов; Бюджет производства; Бюджет потребностей в материалах; Бюджет прямых затрат на оплату труда; Бюджет общепроизводственных расходов; Бюджет цеховой себестоимости; Бюджет коммерческих расходов; Бюджет общехозяйственных расходов; Бюджет капитальных вложений; Классификация видов бюджетов предприятия.
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятия |
Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет инвестиционной деятельности | |
Бюджет по финансовой деятельности | |
По видам затрат |
Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат | |
По широте номенклатурных затрат |
Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет | |
По методам разработки |
Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет | |
По временному периоду |
Месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления |
Оперативный бюджет |
Текущий бюджет | |
Перспективный бюджет | |
По непрерывности планирования |
Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет | |
По степени содержания информации |
Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |