рефераты по менеджменту

Методология государственного управления. Переход к ситуационному анализу и использованию синергетического подхода

Страница
3

Государственное управление в рамках синергетики выступает как нелинейный процесс, в котором периоды стабильного развития - аттракторы - сменяются зонами бифуркации или кризисов, после которых возникает целый спектр альтернатив в государственном регулировании общественного развития.

Термин «бифуркация» (лат. - раздвоение, разветвление) ввел в научный оборот знаменитый физик Анри Пуанкаре, который изучал разнообразные проявления механизма бифуркации в природном мире. В государственном управлении процесс бифуркации - это период катастрофической перестройки всего механизма государственного регулирования, один из важнейших механизмов самоорганизации.

Несомненно, понятие «точка бифуркации» в государственном управлении - это некая абстракция, в действительности же бифуркация - это протяженный во времени процесс, в ходе которого происходит качественная перестройка свойств государственной системы.

Приближаясь к точкам бифуркации, государственное регулирование теряет устойчивость, а затем переходит в новое состояние. Такой переход осуществляется за счет флуктуации, случайных факторов. Как утверждают И. Пригожин и И. Стенгерс, «необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило . В наши дни основной акцент научных исследований переместился с субстанции на отношение, связь, время».

Фундаментальная роль случайностей в режиме бифуркации - важная отличительная особенность синергетической парадигмы государственного управления. Возрастание влияния случайностей происходит в результате утраты способности государственной системы активно противодействовать флуктуациям в режиме бифуркации. Академик Н. Моисеев утверждал, что система в этот период полностью «теряет память» и ее последующая эволюция определяется только теми случайными факторами, которые действуют в момент бифуркации.

Различают два основных типа бифуркаций - структурные и системные. Структурный кризис в государственном управлении означает, что среди альтернативных сценариев, которые могут быть реализованы после прохождения точки бифуркации, имеется по крайней мере один, который предполагает только структурную перестройку государственного управления, без потери его функциональных особенностей. Системный государственный кризис ведет к самоуничтожению: за порогом бифуркации данное государство уже не может существовать, на его месте возникает нечто принципиально новое.

В политической истории очень важно правильно различать структурные и системные кризисы. В начале XX в. большевики вслед за В.И. Лениным говорили об империализме как высшей и последней cтадии капитализма, пророчили его системный кризис. Однако на cамом деле речь шла только об очередном структурном кризисе капиталистической системы, которая с тех пор вот уже более ста лет успешно структурно перестраивается.

Выбор альтернативных сценариев за порогом бифуркации может происходить случайно, но синергетическая методология предусматривает возможность прогнозирования будущего развития. В этом случае процесс прохождения зоны бифуркации должен быть взят под контроль, чтобы сознательно подтолкнуть переход к оптимально политическому сценарию.

Таким образом, синергетический подход позволяет, с одной стороны, увидеть многовариантность, многовекторность государственно управления, а с другой - подчеркнуть роль и значение политического выбора субъектов государственного управления: ведь выбор сценария будущего развития в значительной степени зависит от политической воли лиц, принимающих решения у руля государства.

Синергетическая методология придает особое значение регулировочным параметрам развития, которые должны достаточно полно описывать весь комплекс факторов, влияющих на государственное управление.

В число таких регулировочных параметров могут входить социальные, социокультурные, экологические, экономические, природно-географические, технические и многие другие «пограничные» факторы, которые напрямую к сфере государственного регулирования не относятся, но оказывают на нее серьезное влияние. Это влияние может значительно усилиться в бифуркационные периоды, поэтому описание регулировочных параметров в синергетике занимает особое место.

Например, можно выделить несколько ключевых социокультурных параметров, которые наиболее сильно влияют на государственное управление в современном обществе:

•ценности;

•традиции;

•менталитет;

•этнос культуры;

•социокультурная идентичность.

Среди природно-географических факторов, со времен «Духа законов» Ш. Монтескьё, в государственном управлении принято учитывать ряд параметров, которые определяют специфику государственного администрирования и «дух законов» - естественно-историческую обусловленность правотворчества - в разных странах мира:

•размеры территории;

•климат;

•плотность населения;

•плодородие почвы;

•развитие коммуникаций.

Экономисты считают, что прогнозировать основные направления государственной политики в современном обществе невозможно без учета следующих факторов:

•ВВП (валового внутреннего продукта);

•ВНП (валового национального продукта);

•уровня жизни населения;

•темпов роста национального дохода;

•уровня инфляции.

Экологи предупреждают об увеличении значимости экологических факторов в государственном управлении:

•уровня загрязнения окружающей среды;

•пределов роста научно-технического прогресса;

•истощения запасов энергоносителей;

•истощения запасов природного сырья и материалов;

•нарушения озонового слоя.

Многие современные ученые подчеркивают, что благодаря концепции регулировочных параметров развития синергетический подход позволяет несколько сблизить естественно-научный и гуманитарный подходы в государственном управлении. При этом важное преимущество синергетики - стирание граней между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами. Это разделение, ясно обозначившееся еще во времена Декарта, обусловило методологическое отставание общественных наук, явившееся одной из причин тех политических кризисов, которыми был так богат ушедший ХХ век. Синергетика сегодня позволяет органичным образом навести мосты между обеими ветвями позитивного знания.

В известном докладе Римскому клубу «Фактор 4» (1997) справедливо отмечено: главный недостаток современного политического анализа (и государственного управления, опирающегося на этот анализ) состоит в том, что политологи часто впадают в ошибку, рассматривая почву как грязь, живые организмы как мертвые, природу как какую-то помеху, опыт, накапливаемый на протяжении миллиардов лет, как не заслуживающий внимания, а будущее как товар, теряющий свою ценность (в соответствии с учетной ставкой, составляющей 10% годовых).

Сегодня, как никогда, важно, чтобы в государственной политике главный акцент был сделан на задаче продуктивного использования тех благ, которые мы берем взаймы у Земли и друг у друга, что даст нам выигрыш во времени для поиска новых эффективных решений проблем человеческого существования в условиях глобального экологического кризиса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту