- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости;
- доставка воды (в объеме, необходимом для приготовления пищи, санитарно-гигиенических и бытовых нужд);
- доставка дров и топка печей, содействие в обеспечении топливом;
- содействие в обеспечении баллонным газом;
- уборка снега (на территории, прилегающей к дому и местах доступа к хозяйственным постройкам)
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- помощь в приготовлении пищи;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- оказание помощи в написании писем, их отправка. Обеспечение книгами, журналами, газетами;
- содействие в направлении в стационарные учреждения;
- содействие в организации ритуальных услуг, организация ритуальных услуг (при отсутствии близких родственников);
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- помощь в оформлении документов, необходимых для решения бытовых, медицинских и других жизненно важных вопросов;
- получение по доверенности пенсий, пособий, денежных выплат и др.;
- оказание психологической помощи;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
- содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг.
Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам (супружеским парам) пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой к самообслуживанию. В зависимости от дохода (среднедушевого дохода) гражданина социальное обслуживание на дому осуществляется бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты в соответствии с постановлением губернатора области. Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основании:
- личного заявления граждан либо законного представителя,
- акта материально-бытового обследования,
- справки о размере получаемой пенсии,
- справки о составе семьи
- медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний (наличие психических заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных учреждениях).
При оказании социальных услуг на условиях оплаты Центр в лице директора заключает договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.
Условия оказания социальных услуг и размер взимаемой платы пересматриваются при изменении размеров пенсии граждан, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают, прожиточного минимума. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником до 4 человек, проживающих в неблагоустроенном жилье, и 8 человек, проживающих в благоустроенном жилье. Контроль за качеством работы социального работника осуществляет заведующий отделением социального обслуживания на дому и специалист по социальной работе.
Отделения временного проживания (ОВП) граждан пожилого возраста и инвалидов создано для предоставления на срок до 7 месяцев жилого помещения, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости, медицинской помощи, а также организации питания и досуга одиноким гражданам, полностью или частично сохранившим способность к самообслуживанию и свободному передвижению и временно нуждающимся в уходе. Зачисление граждан в отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится по заявлению гражданина или его законного представителя. Лица без определенного места жительства в отделение не принимаются. С гражданами пожилого возраста и инвалидами, зачисленными на временное проживание, заключается двухсторонний договор. Для заключения договора необходимы следующие документы:
- личное заявление гражданина или его законного представителя;
- справка о доходах;
- справка о составе семьи;
- медицинское заключение, не имеющее противопоказаний к зачислению на временной проживание, в котором отражается:
1.статус гражданина, год рождения,
2.группа инвалидности (при наличии),
3.полный клинический диагноз, рекомендации по проведении поддерживающего лечения,
4.заключения: дерматолога, психиатра, терапевта, а также данные на дизгруппу, яйца глист,
5.справка об отсутствии инфекционных заболеваний по месту жительства,
6.флюрограмма.
Противопоказаниями к зачислению являются:
- острые и хронические психические заболевания;
- острые инфекционные заболевания;
- острые хронические заболевания, иные тяжелые заболевания, требующие интенсивного лечения и постоянного наблюдения в учреждениях здравоохранения;
- хронический алкоголизм;
- активные формы туберкулеза;
- полная утрата возможности самообслуживания.
Исследование состояло из двух этапов. Задачей первого этапа стало изучение деятельности отделений Костромского комплексного центра социального обслуживания, оказывающих социальную поддержку гражданам пожилого возраста. Для этого я использовала метод изучения документации отделений. Период исследования составил 2006 — 2008 гг.
Для оценки эффективности деятельности Костромского комплексного центра социального обслуживания по оказанию социальной поддержки гражданам пожилого возраста мною использовались следующие критерии: уровень обеспеченности надомным обслуживанием, срочным социальным обслуживанием, качество, оперативность и адресность предоставляемых услуг, наполняемость койко-мест в отделении временного проживания, укомплектованность отделений кадрами. Деятельность отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ работы отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов
№ п/п |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Число мест (в соответствии с приказом начальника департамента от 28.06.2006 года № 223) |
18 |
23 |
23 |
2 |
Проживает в отделении |
19 чел. |
23 чел. |
23 чел. |
Среднемесячная наполняемость отделения |
15,8 чел. |
20 чел. |
22,7 чел. | |
3 |
Общая численность проживающих в течение года |
37 чел. |
42 чел. |
43 чел. |
4 |
Количество лиц женского пола от общего числа проживающих в отделении |
18 чел. |
25 чел. |
30 чел. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Из них возраст наименьший |
59 лет |
55 лет |
56 лет |
наибольший |
90 лет |
91 год |
89 лет | |
Средний |
76 лет |
69,4 года |
69,2 года | |
6 |
Количество лиц мужского пола, от общего числа проживающих в отделении в течение года |
19 чел. |
17 чел. |
13 чел |
из них возраст Наименьший |
44 года |
31 год |
31 год | |
наибольший |
82 года |
80 лет |
80 лет | |
средний |
65,7 лет |
63,1 года |
65 лет | |
8 |
Проживание более 7 месяцев, в том числе с учетом перезаключения договоров |
9 чел. |
12 чел. |
14 чел. |
Максимальная продолжительность проживания, в том числе с учетом перезаключения договоров |
12 мес. |
21 мес. |
25 мес. | |
9 |
Из общего числа проживающих (кол-во чел.): Одинокие |
16 чел. |
22 чел. |
23 чел |
Имеют близких родственников |
20 чел. |
20 чел. |
15 чел. | |
10 |
Из общего числа проживающих Вернулись домой |
13 чел. |
14 чел. |
11 чел. |
Направлены в дома-интернаты |
4 чел. |
3 чел. |
1 чел. | |
Умерли |
1 чел. |
2 чел. |
2 чел. | |
11 |
Средний размер пенсии проживающих, руб. |
2100 |
3809 |
4234,8 |
Наименьший размер пенсии, руб. |
1335 |
2030,3 |
2405,56 | |
Наибольший размер пенсии, руб. |
4112 |
7560,3 |
6986,73 | |
12 |
Причины поступления граждан в отделении Отсутствие близких родственников |
15 чел. |
18 чел. |
23 чел. |
Ветхость жилья |
13 чел. |
15 чел. |
7 чел. | |
Для оформления в стационарные учреждения |
6 чел. |
4 чел. |
3 чел. | |
Сложные отношения с родственниками |
- |
- |
5 чел. | |
13 |
Стоимость питания в сутки одного человека в отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (включать все затраты, в том числе за счет приусадебного участка) за 6 месяцев, руб. |
44,51 |
44 |
55,07 |
14 |
Затраты на медикаменты в сутки на одного проживающего, руб. |
1,17 |
2,2 |
3,93 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
15 |
Число жилых комнат Всего жилая площадь (кв. м.) Численность проживающих в одной комнате Наличие: Ванная комната Баня Зал ЛФК Медицинский кабинет Процедурный кабинет Физиокабинет Наличие молельной комнаты (уголка) Наличие приусадебного участка (га) Какие овощи выращиваются Наличие подсобного хозяйства |
9 122,1 1-3 чел. имеется нет нет нет имеется нет нет нет нет |
12 162,33 1-3 чел имеется нет нет нет имеется нет нет 1 сотка морковь, лук,свекла зелень. нет |
12 162,33 1-3 чел имеется нет нет нет имеется нет нет 1 сотка морковь, лук,свекла, зелень. нет |
17 |
Анализ питания |
В отделении 4-х разовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин). В рационе питания преобладают макаронные и крупяные изделия, хлеб, недостаточно овощей и кисломолочных продуктов, творога. | ||
18 |
Социокультурная работа |
В отделении имеется ежеквартальный план работы отделения и культорганизатора. С проживающими регулярно проводятся мероприятия: · оздоровительные · санитарно-противоэпидемические · социально-правовые · социально-психологические · культурно-массовые |