3. Рациональное распределение и перераспределение прав и ответственности, в частности прав принятия решений между различными ступенями системы управления (цех — заводоуправление — производственное объединение — министерство).
4. Разработка комплекса мер по укреплению хозяйственного законодательства, а главное — обеспечения его неукоснительного соблюдения в деятельности органов управления народным хозяйством.
5. Решительное укрепление государственной, трудовой, производственной, исполнительской дисциплины в аппарате управления, усиление ответственности руководителей за порученное дело.
6. Совершенствование системы подбора, расстановки, воспитания, повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.
7. Усиление профилактических мероприятий по обеспечению надежности системы управления комбинатом, в частности диагностика и исследование закономерностей появления отказов, помех и возмущающих воздействий, о которых говорилось выше. Конечно, отказы носят случайный характер, но опыт и практика управления показывают, что можно выявить определенные закономерности, систематические отклонения (помехи) и предупреждать их. Тщательное исследование нарушений хода производственного процесса на комбинате позволяет вскрыть определенные закономерности внешне случайных явлений и предотвращать их. Следовательно, для обеспечения надежности процесса управления производством важно знать характер причин простоев, сбоев, отказов в динамике за определенный период в настоящем и прошлом, а также виновников помех и отклонений (цехи, службы).
Чтобы аппарат управления комбинатом функционировал с высокой степенью надежности, необходимо в практической деятельности соблюдать десять основных организационных принципов.
1. Четко спроектировать технологию процесса управления предприятием. Для этого закрепить путем должностных инструкций, положений об отделах и службах обязанности, функции, права, ответственность должностных лиц и отдельных подразделений управленческого аппарата; провести специализацию звеньев управления (каждый отдел должен иметь одну основную функцию); исключить двойное подчинение (каждое подразделение должно представлять собой организационное целое, руководимое одним лицом, каждый работник должен иметь только одного непосредственного начальника); ограничить число лиц или подразделений, подчиненных одному руководителю; четко разделить основные и вспомогательные операции' и процедуры, не допускать использования квалифицированных специалистов на технических операциях; четко разделить линейное и функциональное управление; разработать нормативные, инструктивные документы на все или большинство операций и процедур для унификации их исполнения, нормирования и контроля.
2. Обеспечить принцип единства распорядительства. Не допускать отношений (связей) между руководителями и подчиненными (исполнителями) разных уровней иерархии системы управления.
Это означает, что распоряжения, например, директора предприятия должны адресоваться исполнителям лишь через начальника отдела, цеха.
3. Организовать систему внутреннего контроля исполнения документов, приказов, распоряжений и др.
4. Вести тщательный учет количества и качества труда исполнителей в аппарате управления с помощью известных систем контроля качества работы.
5. Обеспечить высокую исполнительскую дисциплину.
6. Обеспечить оперативную внутреннюю связь в аппарате управления.
7. Обеспечить материальное и моральное поощрение за высокое качество управленческих работ.
8. Своевременно пересматривать устаревшие нормативные, инструктивные документы, регламентирующие процессы управления.
9. Систематически изучать и внедрять достижения науки и техники управления в технологию управленческих работ.
10. Неуклонно повышать организационную, правовую, экономическую, техническую, информационную культуру руководителей и специалистов.