В РОЛИ ГЛАВЫ менеджер проводит в своём отделе или организации церемонии и различные символические мероприятия. Занимая определённую должность, он представляет фирму в целом.
Виды его деятельности- это проведение церемониальных и символических мероприятий; встреча гостей, подписание юридических документов.
РОЛЬ ЛИДЕРА требует от менеджера лействий, направленных на мотивацию подчинённых, осуществление коммуникаций и оказание влияния.
Виды его деятельности – это руководство и мотивация подчинённых; обучение, консультации и коммуникации с работниками.
МЕНЕДЖЕР как СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО обеспечивает устойсивость информационных связей как внутри организации, так и за её пределами.
Виды его деятельности – это поддержание информационных связей как внутри организации, так и за её пределами; почта, телефонные разговоры, встречи.
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМИ.
Роли связанные с принятием решений выходят на авансцену в тех случаях, когда менеджер встаёт перед выбором или необходимостью действий.
РОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ заключается в инициировании перемен. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки.
Виды его деятельности – инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников.
РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА как ПОЖАРНОГО. Он занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчинёнными или между своим отделом и другими подразделениями организации.
Виды его деятельности – урегулирование споров и иных проблем; разрешение конфликтов между подчинёнными; адаптация к кризисам во внешней среде.
РОЛЬ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ РЕСУРСОВ связана с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Менеджер должен решить, на какие проекты выделить деньги, какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь и как распорядиться собственным временем.
Виды его деятельности – решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов.
РОЛЬ УЧАСТНИКА ПЕРЕГОВОРОВ заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствующих достижению необходимых ввереной менеджеру организационной единице результатов.
Виды его деятельности – это участие в переговорах с профсоюзами о контактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов.
Каждая роль предполагает выполнение определённых видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех управленческих функций: планирование, организация, лидерство, контроль.
То, в какой мере менеджер исполняет каждую из вышеперечисленных ролей, зависит от ряда факторов, таких как: место менеджера в организационной иерархии, его природных способностей и навыков, от типа организации, от поставленных целей. По мере повышения статуса менеджера в организации значение роли лидера постоянно убывает, а значение роли связующего звена растёт. Значение той или иной роли в произвольный момент времени может определяться и изменением внешней ситуации. Чтобы знать, какая роль требуется в тот или иной момент времени, менеджеры постоянно держат руку на пульсе событий внутри организации и за её пределами.
Менеджмент – это воздействие одного лица или группы лиц - менеджеров на другие лица для побуждления действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя ответственности за результативность воздействия.
Управление включает три аспекта:
ИНСТИТУЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ - « КТО» управляет «КЕМ».
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ – « КАК» осуществляется управление и «КАК» оно влияет на управляемых.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ – «ЧЕМ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УПРАВЛЕНИЕ.
ЦЕЛЬ - это генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
ОГРАНИЧЕНИЯ – это конкурирующее и противоречащее с главной целью действие из разряда второстепенных, достижение которого нежелательно.
Цели и ограничения выполняют следующие задачи:
ФУНКЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ – сопоставление существующего состояния с желаемым.
ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ- руководящие требования.
КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ – критерии оценки информации и выбор альтернатив.
ИНСТРУМЕНТ КООРДИНАЦИИ.
ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЯ.
Цели и органичения в деятельности организации выполняют следующие основные задачи управления:
1. СОПОСТАВЛЯЮТ СУЩЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ С ЖЕЛАЕМЫМ.
2. ОСУЩЕСТВЛЯЮТ РУКОВОДЯЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ.
3. ВЫБИРАЮТ КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
4. ОСУШЕСТВЛЯЮТ ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ.
Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента:
1. СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ.
2. РАЗМЕР ЦЕЛЕЙ, ОГРАНИЧЕНИЙ – минимальный уровень, максимальный уровень.
3. ВРЕМЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЦЕЛЕЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ.
4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИВЯЗКА.
Классификация целей осуществляется:
1. ПО ОХВАТЫВАЕМОЙ СФЕРЕ – общая, частная цели.
2. ПО ЗНАЧЕНИЕ – главная, промежуточная, второстепенная.
3. ПО КОЛИЧЕСТВУ ПЕРМЕННЫХ – одно и многоальтернативная.
4. ПО ПРЕДМЕТУ ЦЕЛИ – общий или частный результат.
Цели могут быть РЕЗУЛЬТАТИВНО- ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ.
РЕЗУЛЬТАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ:
1. СТРЕМЛЕНИЕ К ДОХОДУ.
2. СТРЕМЛЕНИЕ К ИМУЩЕСТВЕННОМУ СОСТОЯНИЮ.
3. СТРЕМЛЕНИЕ К УВЕЛИЧЕНИЮ ОБОРОТА.
4. СТРЕМЛЕНИЕ К СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ.
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими. Вследствие чего возникает проблема их взаимодействия на одном уровне – ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ и по иерархии - ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ могут быть:
ИДЕНТИЧНЫМИ – реализация одной приводит к реализации другой.
КОМПЛЕМЕНТАРНЫМИ – гармония- осуществленление одной способствует осуществлению другой.
ИНДИФФЕРЕНТНЫМИ – нейтралитер – между целями нет связи.
КОНКУРЕНТНЫМИ – конфликт.
АНТАГОНИСТИЧНЫМИ – взаимоисключение.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ ПИРАМИДЫ делятся на:
ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ, НИЖНИЙ УРОВЕНЬ.
Выбор цели представляет собой некий процесс компромиссов между интересами различных групп:
ВНУТРЕННИЕ ГРУППЫ: ВЛАДЕЛЬЦЫ, МЕНЕДЖЕРЫ, СОТРУДНИКИ, которых объединяют ГРУППОВЫЕ ЦЕЛИ организации, далее в организации идёт ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ: УСТАВ ФИРМЫ; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ; ВЛАСТЬ; ВНЕШНИЕ ГРУППЫ- кредиторы, поставщики, крупные клиенты, государство, общество; ТАКТИКА ПЕРЕГОВОРОВ, после постановки цели, организация вырабатывает ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ – разделение на подцели, которые выполняют менеджеры.
Методами изучения действующей структуры организации и построения в ней новых подразделений являются:
МЕТОД АНАЛОГИЙ.
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД.
МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.