Введение
Менеджерами называют и рекламных агентов, и торговых представителей, и секретарей, и даже курьеров. Многие, наоборот, убеждены, что менеджер — это специалист только в области продаж. Действительно, настоящий менеджер обладает уникальными и специфическими знаниями о продвижении товара на рынке. Однако сущность этого слова гораздо глубже. Согласно мнению западных исследователей, менеджеры — это и деятели, и мыслители, и прирожденные лидеры, и управленцы. Все зависит от позиции менеджера на предприятии и от функций, которые он выполняет. Словарь иностранных слов трактует английское слово «manager» как управляющий. Иными словами, руководитель. Можно сказать, что менеджер — это квалифицированный управленец движением материальных, финансовых, человеческих, интеллектуальных и прочих видов ресурсов.
Для того чтобы начать карьеру менеджера, необходимо иметь высшее образование, опыт работы в конкретной отрасли и наличие реальной наработанной клиентуры, знание компьютера, а для ее успешного продолжения — специальное или второе высшее образование, как правило, экономическое, знать иностранный язык и иметь свой автомобиль. Однако рассчитывать на продвижение по карьерной лестнице менеджер может только, освоив низшую ступень. Конечно, менеджером «по определению» можно стать, получив образование на факультете с респектабельным названием "менеджмент". Но, как показывает практика, в отличие от других специальностей, здесь особенно важен опыт работы, без которого дипломированный специалист никогда не станет настоящим профи.
Эта профессия предполагает и наличие соответствующих качеств характера: гибкость мышления, умение находить общий язык с людьми и понимать их проблемы, работоспособность, мобильность, настойчивость, инициативность, стрессоустойчивость. Работа менеджера — один из редких примеров, когда личные качества характера одновременно являются и профессиональными. У настоящего менеджера техника установления деловых связей доведена до уровня рефлекса.
Данная курсовая работа посвящена анализу должности менеджера торгового предприятия, его деятельности и личности, а также требованиям, предъявляемым к нему.
Целью данной курсовой работы является исследование роли менеджера в магазине «Камелот и К» (город Караганда).
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Дать краткую характеристику магазина «Камелот и К».
2. Проанализировать теоретический материал по должности, деятельности и личности менеджера.
3. Анализ роли менеджера в магазине «Камелот и К».
4. Сделать выводы и сформулировать предложения.
Объектом исследования является магазин «Камелот и К» (г. Караганда).
Предметом исследования: деятельность старшего менеджера магазина.
Раздел 1. Значение менеджера в торговом предприятии, его деятельность и личность, требования, предъявляемые к нему
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть видов деятельности, среди которых нужно выделить прежде всего стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на основе анализа ситуации и прогнозирования целей организации, координации процесса разработки стратегии и составления планов. В обычных условиях она считается главной.
В рамках нового этапа НТР все большее значение приобретает экспертно-инновационная функция, тесно связанная с предыдущей. В процессе ее реализации руководитель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организации и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и проводит необходимые консультации подчиненным. [3, с.114]
Еще одной основной функцией руководителя является административная, в состав которой входит целый ряд подфункций. Во-первых, контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности организации, проведении ее необходимой корректировки. Во-вторых, организационная, связанная с созданием необходимых условий деятельности: распределением среди исполнителей полномочий, задач, ресурсов, инструктированием и пр. В-третьих, направляющая, с помощью которой происходит координация непосредственной работы людей. В-четвертых, кадровая, заключающаяся в организации подбора, ориентации, обучения, развития персонала. В-пятых, стимулирующая, которая предполагает действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за успешно выполненную работу, наказание за провинности.
В век информации все большую роль играет коммуникационная функция, сводящаяся к проведению совещаний, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, проведению переговоров, деловому представительству. [7, с.91]
Постоянно растущее значение человеческого фактора в жизни организации выводит на одно из первых по значению мест социальную функцию, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты поведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту. [9, с.143]
В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные функции руководителя имеют неодинаковое значение. Так, в период создания или перестройки организации прежде всего нужны руководители-предприниматели, создающие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, к руководители-лидеры, увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способности и направляющие на решение поставленных задач.
В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие, исходя из текущих реалий, планы и программы развития с "дозированным" риском, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями, организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность с помощью приказов, поощрения и наказаний.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей: высшего, среднего и низшего звена. [1, с.81]
Основные задачи высших руководителей организации состоят в формулировке ее миссии, ценностей, политики, основных стандартов деятельности, формировании структуры и системы управления, представительстве на переговорах с государственными органами и главными контрагентами.
Функции высших руководителей чрезвычайно сложны, разноплановы, требуют глубоких и всесторонних знаний, аналитических способностей, задатков политика, дипломата, публициста, оратора. Поскольку сегодня каждый человек в отдельности таким критериям отвечать уже не в состоянии, высшее руководство реализует их в составе команды, о которой уже говорилось, где первое лицо является уже не "боссом", а первым среди равных. Последнее обстоятельство ослабляет борьбу за власть и тем самым облегчает смену поколений менеджеров.