Это объясняется рядом причин [2]:
мягкое бюджетное ограничение, типичное для иностранных фирм, отличается как от жесткого бюджетного ограничения малых российских фирм, когда благосостояние фирмы, оказывающей консультационные услуги, напрямую зависит от эффективности и качества выполнения договоров для частного клиента, так и полумягкого бюджетного ограничения, характерного для крупных российских консультационных фирм, львиную долю договоров которых составляют проекты по линии межгосударственного сотрудничества (например, программы технической помощи); преимущественно это заказы, полученные от западных корпораций. Также надо отметить, что фонд заработной платы персонала в этих фирмах как правило, начисляется в штаб-квартирах компании на Западе и в оперативном плане не увязан с эффективностью функционирования компании (отсутствие премий и т.п.). Накладные расходы также погашаются головной компанией. Все это приводит к тому, что отсутствует характерная для рыночной экономики жесткая зависимость между уровнем квалификации персонала, оказывающего консультационные услуги, и благосостоянием фирмы. Поэтому в российских представительствах западных фирм очень велика доля "случайных людей", имеющих весьма смутное представление о бизнес консалтинге. Жесткое бюджетное ограничение малых российских фирм объективно способствует повышению уровня квалификации персонала;
высокая доля зарубежного персонала в российских представительствах западных фирмы, оказывающих консультационные услуги, объясняется тем что они служат местом "ссылки". Лучшие специалисты остаются в отделениях в Лондоне, Цюрихе, Копенгагене, а худшие едут в Россию. Анализ уровня профессиональной подготовки западных работников этих представительств показывает, что среди них практически нет выпускников элитных высших учебных заведений, а многие вообще не имеют ни экономического, ни юридического образования. Если к этому добавить проблемы, связанные с экономической спецификой той или иной страны, откуда прибыл консультант сферы бизнес консалтинга, то можно заключить, что средний уровень западных "специалистов" - консультантов в России крайне низок, пожалуй, их можно приравнять к персоналу квазиконсультационных фирм;
внутренняя бюрократия: от момента начала взаимодействия с клиентом до подписания договора может пройти порой до полугода. Это объясняется следующим. Во-первых, тем, что менеджеры инофирм, работающих в сфере бизнес консалтинга, вследствие мягкого бюджетного ограничения недостаточно заинтересованы в коммерческих договорах с частными клиентами (по этим договорам надо работать интенсивно, а не "осваивать затраты"). Во-вторых, в большинстве инофирм, работающих в сфере бизнес консалтинга, утвержден весьма жесткий унифицированный бюрократический регламент порядка взаимодействия с клиентом (предварительное общение, составление пространного коммерческого предложения, согласование технического задания), который не всегда оправдан. Фактор внутренней бюрократии весьма болезненно воспринимается российскими клиентами западных консалтинговых фирм.
Современные информационные технологии, возрастание роли компьютера в процессе жизни общества обусловливают повышение значения консалтинга и, что самое важное, значение качества предоставления консалтинговых услуг. У консультантов появилась возможность не просто дать разумный совет своим клиентам, но предложить новую, эффективную информационную систему управления предприятием. К примеру, ни одну из организаций туристской отрасли невозможно представить без компьютерного обеспечения, информационно-консультационной поддержки бизнес-процессов. Так, здесь широко используются компьютерные программы Galileo Rus, Amadeus, Bewotec, Back Office, Mid Office. Компьютерные технологии, а главное их правильный выбор помогают решать многофункциональные задачи в организациях социально-культурной сферы и туризма. В частности, они позволяют увеличить темпы работ и уменьшить число ошибок в деятельности организации. При выборе из предлагаемых информационных продуктов наиболее приемлемого для конкретной фирмы последнее слово принадлежит специалисту. Следовательно, возникает реальная необходимость в его консультационной услуге.
Используя возможности современных информационных технологий, консультант помогает менеджеру предприятия мгновенно подключаться к любым электронным массивам данных и использовать их для успешного ведения дел, активного обучения и повышения квалификации персонала, эффективного управления бизнес-процессами. К примеру, надежный и оперативный информационный обмен между географически удаленными субъектами туристской индустрии необходим для обеспечения качества туристских услуг.
Консалтинг на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма. Сегодня отечественные консультанты предлагают организациям социально-культурного сервиса и туризма следующие услуги [3]:
туристским организациям (турагентства, фирмы-туроператоры, центры по обслуживанию корпоративных туристов) - расширение предложений клиентам за счет появления новых турпродуктов, экскурсий, маршрутов, туристских зон, вовлечения новых мест и территорий, природных ландшафтов и произведений человеческой деятельности в перечень объектов туристского показа; имидж-консультирование;
гостиничным предприятиям (гостиницы, отели, мотели, ротели и ботели) - наем и обучение работников, оценка качества услуг, диагностика конфликтов, развитие коммуникативных навыков работы с клиентами; тренинги на повышение стрессоустойчивости; корпоративный отдых; имидж-консультирование;
учреждениям культуры и искусства (музеи, театры, кинотеатры, выставочные комплексы, художественные галереи, центры национальной культуры и т.п.) - развитие коммуникативных навыков работников; расширение перечня культурно-досуговых, анимационных программ; поиск инвесторов; разработка решений по расширению спектра платных услуг; имидж-консультирование;
досуговым учреждениям, центрам отдыха и развлечений (дворцы и дома культуры, культурные центры, ночные клубы, бары, дискотеки, сауны, казино, игровые залы, клубы аэробики, мюзик-холлы, шоу-центры и проч) - отбор и наем персонала, обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и посетителей, коммуникативные тренинги, тренинги на повышение стрессоустойчивости; корпоративный имидж и имидж-консультирование работников;
предприятиям общепита (кафе, бары, рестораны, таверны, пиццерии, закусочные и проч.) - развитие персонала, тренинги на повышение стрессоустойчивости; обучение навыкам общения с различными категориями клиентов и посетителей, коммуникативные тренинги, имидж-консультирование;
учреждениям образования (учебные образовательные центры и бизнес-школы для взрослых, курсы повышения квалификации, школы и вузы и т.п.) - разработка предложений по расширению спектра образовательных услуг; развитие коммуникативных навыков работников; тренинги на стрессоустойчивость; разработка квалификационных тестов, должностных инструкций; имидж-консультирование;