- Представление руководству предприятия предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;
- Подготовка и систематизация материалов на работников при собеседовании и реализации совместно с соответствующими подразделениями предприятия решений аттестационной комиссии;
- Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ;
- Изучение текучести движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению;
- Принятие мер по трудоустройству высвобождающихся специалистов;
- Осуществление систематического контроля и инструктажа работников по учету кадров.
Условия, на которых принимается на работу подобранный работник, излагаются в трудовом договоре с указанием прав и обязанностей обеих сторон. Каждый сотрудник, прежде чем приступить к работе, должен расписаться в документе, содержащем все условия найма и работы в данной должности. Этот документ впоследствии может защитить работника и работодателя от претензий в случае возникновения спора. В процессе выбора кандидатов выбор падает на наиболее квалифицированных и опытных работников. Возникает потребность в обучении кадров, которое позволяет решить следующие задачи: персонал больше узнаёт о своём предприятии; работники знакомятся с новыми разработками, техникой, программами; повышается удовлетворённость коллектива, поскольку люди чувствуют, что их ценят. Обучение может проводиться в различных формах: на рабочем месте; короткие консультации в процессе работы; организованные курсы обучения; краткосрочные курсы с отрывом от производства.
На предприятии Курский почтамт обучение учеников операторов производится в специальном классе до шести месяцев. Занятия с ними проводит старший инструктор по эксплуатационно-техническим вопросам отдела эксплуатации почтовой связи. Практику они проходят в ОПС первой группы №35. По окончании обучения с ними проводится собеседование, затем они сдают экзамен на 1-3 классы. Для того чтобы оценить эффективность существующей кадровой политики необходимо произвести оценку обеспеченности предприятия персоналом для чего используют: план экономического и социального развития предприятия, статистическую отчетность по труду, данные табельного учета и отдела по управлению персоналом по категориям и профессиям с плановой потребностью. Обеспеченность трудовыми ресурсами предприятия можно охарактеризовать показателями представленными в таблицах 5,6,7.
Таблица 5 - Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
Категория персонала |
Численность за 2005 г. (чел.) |
Численность за 2006 г. (чел.) |
Численность по плану (чел.) |
Фактически в % | |
К плану |
К предыдущему году | ||||
Всего |
1067 |
1094 |
1079 |
101,4 |
102,5 |
Рабочие |
991 |
1018 |
1004 |
101,4 |
102,7 |
Руководители |
52 |
52 |
52 |
100 |
100 |
Специалисты |
22 |
22 |
21 |
104,8 |
100 |
Служащие |
2 |
2 |
2 |
100 |
100 |
Как видно из табл. 5, фактическое количество работников по категориям в 2005 г. не соответствовало плановым данным – численность рабочих была ниже запланированной на 1004-991 = 13 человек (1,3%), по остальным категориям штат предприятия укомплектован полностью. В 2006 г. численность персонала по категории рабочих даже превысила плановые данные на 14 человек или на 1,4%. Численность всех остальных категорий работников в 2006 г. соответствовала данным плана. Представим полученные данные в виде диаграммы (рис. 2).
Рисунок 2 – Соотношение плановых и фактических данных обеспеченности предприятия Курский почтамт персоналом
Таблица 6 - Возрастной состав кадров предприятия в разрезе категорий работников в 2005-2006 гг.
Категория |
до 25 лет |
от 25 до 30 лет |
от 30 до 45 лет |
от 45 до 60 лет |
от 60 до 65 лет |
Старше 65 лет |
Итого чел |
Кол-во человек 2005 г. |
182 |
306 |
444 |
119 |
14 |
2 |
1067 |
Удельный вес, % |
17,1 |
28,7 |
41,6 |
11,1 |
1,3 |
0,2 |
100 |
Кол-во человек 2006 г. |
198 |
320 |
437 |
124 |
12 |
3 |
1094 |
Удельный вес, % |
18,1 |
29,3 |
39,9 |
11,3 |
1,1 |
0,3 |
100 |