введение
Инновационный процесс охватывает многих участников и имеет свою инфраструктуру. Его осуществляют на государственном и межгосударственном уровнях, в региональных и отраслевых сферах, местных (муниципальных) формированиях. Все участники имеют свои цели и формируют организационные структуры для их достижения. Инновационная активность больших и мелких организаций отличается, что обусловленно различной стратегией их деятельности. Отсюда и множественность организационных форм инновационной деятельности: от бизнес-инкубаторов, которые помогают реализовать предпринимательские проекты на начальной стадии существования фирмы, в стратегические альянсы, призванные реализовывать сложные инновационные проекты, в том числе международного уровня.
Использование разнообразных внутрифирменных и межфирменных организационных форм инновационной деятельности на государственном, региональном, отраслевом, корпоративном уровнях является характерной особенностью нынешнего этапа развития научно-технического прогресса, которая содействует ускорению инновационных процессов, более быстрому овладеванию обществом результатами инновационной деятельности и коммерческому успеху всех участников межгосударственной или межфирменной кооперации.
Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций представляется наиболее эффективным способом ускорения научно-технического развития экономики для Украины, поэтому рассмотрение данной темы является достаточно актуальным.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение малых и средних форм инновационного предпринимательства. При этом необходимо решить такие задачи: определить понятие организационных структур инновационной деятельности; рассмотреть рыночные субъекты инновационной деятельности; изучить венчурные формы малого инновационного предпринимательства.
Изучение организационных форм реализации инноваций необходимо начинать с толкования понятия организационных структур инновационной деятельности.
Организационные структуры инновационной деятельности – это предприятия (организации), которые занимаются инновационной деятельностью, научными исследованиями, разработкой и реализацией инноваций.
Все организационные структуры инновационной деятельности можно разделить на 3 групп:
1 группа – научные организации, которые создают и реализуют инновации;
2 группа – рыночные субъекты инновационной деятельности, которые дорабатывают, производят и реализуют инновации;
3 группа – организационные структуры интеграции науки и производства, что сокращают период от возникновения идеи к ее практическому использованию.
Научная организация – организация (предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделов этой организации. Наличие таких подразделов не зависит от принадлежности организации к той или другой отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности. На данный момент действует такая классификация научных организаций за секторами науки и типами организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ.
Государственный сектор объединяет организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; бездоходные (некоммерческие) организации, вполне или в основном, финансирующиеся и контролирующиеся правительством, за исключением организаций, которые принадлежат к высшему уровню.
Предпринимательский сектор охватывает все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг с целью продажи, в том числе и те, которые находятся в собственности государства.
Высшие организации – это университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса; научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники; организации, что непосредственно обслуживают высшие организации.
Частный бездоходный сектор состоит из частных организаций, которые не ставят своей целью получения прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благодетельные организации, фонды); частных индивидуальных организаций.
Рыночные субъекты инновационной деятельности – это по большей части малые предприятия, к которым принадлежат: венчурные, обслуживающие и инжиниринговые фирмы, проектные бригады, фирмы «спин-офф». Кроме того по времени привлечение к инновационному процессу и подходом к выбору инноваций, предлагается четыре типа компаний, название которых зависит от типа реализуемой на рынке инновационной стратегии: виоленти, комутанти, патиенти, експлеренти.
Експлеренти (пионеры). Это фирмы, которые специализируются на создании новых или радикально измененных старых сегментов рынка. Они являются разработчиками новой продукции, для чего создают у себя мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, они получают сверхдоход за счет их большой наукоемкости и в результате пионерного выведения их на рынок. Такие фирмы больше всего рискуют, но в случае успеха получают наибольшую отдачу. Девиз таких организаций – „Лучше и дешевле, если удастся".
Патиенти (стратегия ниш) („хитрые лисы"). Создают инновации для потребностей узкого сегмента рынка. Они избегают конкуренции с большими корпорациями, выискивая недоступные для них сферы деятельности, предоставляя товару уникальных свойств, их товары обычно имеют эксклюзивный характер, являются высококачественными и дорогими. Такие фирмы могут быть творцами инноваций или их модернизаторами. Девиз – „Дорого, но хорошо".
Комутанти (объединённая стратегия). Используют инновации, созданные другими (как правило, виолентами), обогащая их индивидуальными характеристиками, приспосабливаясь к небольшим за объемами потребностям конкретного клиента. Они повышают потребительскую ценность товара не за счет высоковатого качества (как патиенти), а благодаря индивидуализации. Повышенная гибкость комутантов дает возможность им содержать конкурентные позиции. Обычно комутанты – это мелкие фирмы, которые используют инновации на стадии их старения. Девиз – „Ви доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы".
Виоленты. Ориентируются на инновации, которые дешевят изготовление продукции, в то же время обеспечивая ей уровень и качества, которого требует основная масса потребителей. За счет низких цен и среднего качества фирма всегда конкурентоспособная. Виолентом может стать фирма-експлерент на этапе использования инновации, которая получила массовое признание. Девиз – „Дешево, но прилично".
Отнесение фирм к определенной категории является условным, потому что они реализуют преимущественно не один вид продукта, а стратегия относительно каждого из них может быть различной. В какой-то момент фирма-експлерент превращается в виолента или патиента.