Скептическое отношение общества к возможности быть руководителями заставляет женщин, как указывает Е.П.Ильин, прибегать к защитным стратегиям (названным гендерным менеджментом): а)тратить больше времени и усилий на работе; б)использовать специфически женские способы ведения деловых переговоров с мужчинами (кокетство. Принижение своих способностей); в)применять «маску» - стремление скрыть свою эмоциональную и личную жизнь, чтобы не получить ярлык неэффективного работника.
Однако существуют и противоположные данные, показывающие, что женщины – руководители меньше подвержены «срывам», с ними продуктивнее решаются разнообразные спорные вопросы, они внимательнее относятся к подчиненным. При этом женщин – руководителей отличают от традиционного портрета женщины такие черты, как выраженная доминантность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость и стремление к самореализации, умение устанавливать высокие деловые отношения.[10,с.64]
Отечественный опыт показывает, что у нас происходит все довольно динамично. В России постоянно проходят конференции, собрание, съезды успешных в бизнесе женщин.
15 декабря 2004 г. в Москве состоялась конференция "Женщины - лидеры новой России. Присутствие и влияние в бизнесе и управлении", организованная Российской Академией Бизнеса и Предпринимательства, Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) и Медиа-холдингом "АСМО-пресс". Кроме того встречи проходят и на международном уровне.
24 февраля в Риме состоялся V Международный женский форум «Роль женщины-лидера в социально-экономическом развитии общества».В нем приняли участие около ста российских женщин - руководителей банков, предприятий и организации
Международная встреча на высшем уровне предоставила своим участницам уникальную возможность:
· обменяться мнениями о современной экономической ситуации и деловом климате в России и США,
· получить информацию «из первых рук» по различным аспектам ведения и управления крупным бизнесом в обеих странах,
· обменяться опытом, мнениями об особенностях женского лидерства в традиционно мужской сфере крупного бизнеса,
· исследовать возможности и пути взаимодействия и сотрудничества между женщинами–лидерами бизнеса двух стран,
· установить долгосрочные деловые и профессиональные контакты.
Несмотря на то что "Интеррос" в данном случае - это исключение из правил, консультанты отмечают, что в российском бизнесе много женщин - топ-менеджеров. Причем речь не идет о типично женских отраслях, как, например, легкая и пищевая промышленность. По словам Александра Чернышенко, существует целая группа известных менеджеров-женщин в металлургической промышленности. В бизнес-кругах их называют железными леди. Среди них, например, директор по экономике Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Галина Аглямова, руководитель подразделения качества Магнитогорского металлургического комбината (ММК) Клавдия Лисичкина, гендиректор завода "Демидовский" (холдинг "СУАЛ") Инесса Смирнова, директор по маркетингу и сбыту Череповецкого сталепрокатного завода (холдинг"Северсталь")ОльгаНаумова. Как замечает Александр Чернышенко, все эти железные леди по твердости характера и профессионализму не уступают мужчинам. По мнению Галины Мельниковой из Ernst & Young, в России в среднем менеджменте женщин значительно больше, чем в европейских и американских компаниях. "Если в Европе и США во многих компаниях совершенно открыто женщинам платят меньшие зарплаты, чем мужчинам, то в России, как правило, такое не принято, это невозможно, - говорит Мельникова. - У нас действительно есть равенство полов в этом смысле. Это своеобразное "завоевание социализма". Но некоторые считают иначе. "Я думаю, что вопреки распространенному мнению, что в целом бизнес в нашей стране не для женщин, Россия - один из лидеров среди стран по количеству женщин - руководителей среднего звена, предпринимателей малого и среднего бизнеса", - говорит глава офиса Аndersen Legal в Петербурге, партнер компании Ольга Литвинова.
Если мы будем постоянно придумывать препятствия для женщин на пути к карьере, все это может явиться существенным тормозом при переходе России к новому экономическому укладу, основанному на экономике знаний и информационных технологиях, что невозможно без создания базовых возможностей для саморазвития и самореализации граждан России, больше половины которых составляют женщины.
В сущности, различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными. Гендерная специфичность заведомо уступает индивидуальной. В ходе многочисленных исследований, выяснилось, что мужчины и женщины гораздо в большей степени похожи, чем отличаются друг от друга. Более того, многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.
Что касается компании ООО «МИРОР», то женщины – руководители есть. В Ульяновском обществе присутствуют еще некоторые стереотипы по отношению к женщинам, которые препятствуют их карьерному росту, особенно, когда это касается информационных технологий, маркетинга, технического оборудования и т.д. В компании ООО «МИРОР» женщины : директор сети магазинов «МИРОР+», начальник отдела закупок и гор. продаж, начальник отдела автомобильных продаж, главный бухгалтер. Вы сами можете заметить, что компания занимается запасными частями и автомобилями – это далеко не женская отрасль продаж. В тоже время, если рассматривать в процентном соотношении количество мужчин руководителей и женщин, то мы получим : 15% - женщины, 85% - мужчины. Все женщины – руководители проработали не менее 3-5 лет в данной компании, в то время, как мужчин берут сразу на руководящую должность, не присматриваясь к их профессиональным качествам, вполне достаточно соответствующего опыта работы и уровня образования. При выборе между мужчиной и женщиной на руководящую должность предпочтение отдается мужчинам. В тоже время нужно учитывать специфику организации (продажа з/ч и а/м УАЗ ), необходимость командировок по всей стране и за пределами (направления : Юг, Дальний Восток, Урал, Белоруссия и т.д.), не каждая женщина сможет и согласится на это.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Давно прошли времена, когда менеджера окружали члены его команды. В современных условиях бизнеса стоит сложная задача по управлению межфункциональными виртуальными командами в матричной или проектной структуре, когда необходимо использовать скорее влияние, чем власть. Команда может быть разбросана по всему миру и встречаться только виртуально, посредством видеоконференций, когда экран разделен на четыре части, находиться в разных часовых поясах и говорить на разных языках.
Множество слияний, поглощений, выделений произошедших в течении последних 20 лет, убеждают, что успешность ответственного лидера определяет не то, насколько выполняются планы, а то, как он справляется с проблемами людей, как он помогает им избавиться от прошлого, вовлечься в процесс изменений и выстроить эффективную культуру достижений. Люди — это ключевой вопрос менеджмента, и ответственные лидеры знают, что именно они создают или разрушают организации.