рефераты по менеджменту

Культура и устойчивые формы тайного принуждения сотрудников: психологические игры, рефлективное управление

Страница
2

Безразличный манипулятор интригует людей своим безразличием, демонстративным равнодушием. Уж он-то явно объективен, поскольку не заинтересован ни в чем. Как правило, это сотрудник, обладающий авторитетом или талантами. Такие люди подчеркнуто внимательны и любезны. Они держат дистанцию и избегают демонстрировать свои истинные чувства. Однако за кажущимся безразличием всегда стоит глубокая личная заинтересованность, которая абсолютно неожиданно для других может проявиться и привести к победе, ошеломив окружающих.

Выбор стиля манипуляции зависит от двух моментов: от личностных особенностей человека (флегматику не сыграть роль активного манипулятора, а для сангвиника очень тяжела роль слабой беззащитной жертвы) и от места в должностной иерархии (чем оно выше, тем больше появляется возможностей для перехода от пассивных к активным манипуляциям).

Рефлексивное управление

Скрытое психологическое принуждение человека в практике социального управления является по своей природе рефлексивным. В социальной психологии рефлексия означает осознание человеком того, как его воспринимают и оценивают окружающие. Человек ведет себя в коллективе определенным образом в результате ожиданий именно этого поведения с его стороны («ты начальник, поэтому ты должен поступать так», «на твоей-то должности лучше сидеть и не высовываться»). Есть хорошее выражение «короля играет свита» (the retinue plays the king). Ваше решение предопределяется другими. Каким образом? Создается мнение, которым человек уже приведен в состояние, когда он и сам готов принять нужное решение. Дальше, для повышения вероятности того, что он это решение реально примет, его аккуратно и в полном соответствии с законодательством «стимулируют», «подталкивают» и одновременно перекрывают возможности ухода в сторону. Окружающие навязывают человеку определенную стратегию поведения, причем делают это не прямо и грубо, а признавая за ним право на подобное поведение, подыгрывая его решениям, сопровождая их одобрением и поощрением. В качестве такого «подыгрывания» могут выступать манипуляции и акты манипулятивного воздействия. Любые обманные движения (провокации и интриги, маскировки и розыгрыши, создание ложных объектов и вообще ложь в любом контексте) представляют собой реализацию рефлексивного управления.

Манипулирование может быть простым (в виде одного или нескольких приемов манипулятивного воздействия) или сложным (включать комплекс разнообразных приемов). Для обозначения сложных видов деятельности по тайному принуждению людей используются такие понятия и термины, как манипулятивные технологии, психологические операции, политические, рекламные, пропагандистские кампании, политические игры, информационно-психологические операции, лоббирование, кризисные технологии (crisis management) и т.д. В этом случае человек становится объектом воздействия не на межличностном уровне, а со стороны коллективных социальных субъектов, например, общественных, политических и религиозных организаций, органов государственной власти и управления, финансово-экономических и коммерческих структур, применяющих комплексные технологии скрытого психологического принуждения в основном с использованием средств массовой коммуникации.

Кризис-менеджмент включает в себя технологии обеспечения принятия решений на основе созданного мнения. Эти технологии базируются на использовании личностных характеристик, интересов, структуры деловых, должностных и личных связей и т.п. При этом кризис-менеджмент не просто создает мнение, но и обеспечивает принятие нужных решений и совершение действий в соответствии со сформированным мнением, в чем его главное функциональное отличие от рекламы и PR. Необходимость использования кризисных технологий напрямую связана с рыночными отношениями и растущей конкурентной борьбой. Отразить атаки конкурента, увеличить свои прибыли и тем самым окончательно завоевать рынок, победив всех соперников, — первостепенная задача любого бизнеса.

Естественно, сделать это сложно, поэтому не случайно управление кризисами базируется на разведывательных методах и технологиях. Это методы агентурной бизнес-разведки в сочетании со специфическими «кризисными» технологиями, позволяющими использовать получаемую разведывательными методами информацию для извлечения прибыли и решения экономических задач в интересах определенных социальных субъектов. Что же можно отнести к таким технологиям? Кризис-технологии — широкая категория технологий, связанных со сбором, хранением, анализом и обеспечением доступа к информации с целью принятия оптимальных деловых решений, а также успешным ведением конкурентной борьбы.

Методы ведения информационной разведки близки к традиционной разведывательной деятельности: выявляются возможные источники угроз, изучаются источники информации, разрабатывается модель системы угроз и управляющих воздействий при их обнаружении, разрабатывается методика проведения бизнес-разведки (системы извлечения знаний из разных источников информации). Практическое использование данных технологий позволяет постоянно отслеживать и анализировать информацию о работе конкурентов, их планах, новинках, реакции рынка на новые предложения.

К кризисным технологиям относится ведение конкурентной борьбы любыми методами и способами: проведение операций по срыву переговоров конкурентов, захвату новых рынков сбыта, кадровое ослабление конкурентов, построение сетей влияния (поддержки, лоббирования) в государственных и иных органах и организациях, нанесение ущерба имиджу конкурентов и защита своего, лоббирование решений, нужных своей компании, и организация провала решений в пользу конкурента. Таким образом, работа одновременно идет по двум направлениям: активное наступление на конкурента и защита своих позиций. Активными наступательными операциями занимаются обычно внешние кризисные агентства, а конкурентной защитой внутренних интересов — соответствующие структурные подразделения в самой компании. Конкурентная разведка, поскольку постоянно работает во враждебной внешней среде, располагает навыками привлечения людей к сотрудничеству или подавления их активности. С ее помощью можно активно «формировать» окружающую действительность. Для этого в ход идут механизмы влияния на массовое сознание или отдельного человека. Для каждой из целевых аудиторий создается запланированное мнение. Арсенал кризис-менеджмента использует различные каналы доставки информации: СМИ, внутрифирменные служебные записки, разговоры в компаниях на отдыхе, письма, телефонные звонки и т.д.

Еще одним важным принципом формирования мнений в кризис-менеджменте является «принцип подстраховывающих мероприятий». В этом случае используют несколько каналов доставки информации для создания мнения. На практике это выглядит так: если информацию надо довести до должностного лица, то оно услышит ее в разговоре на отдыхе (например, компания за соседним столиком «случайно» и громко обсуждает тему), затем — в передаче новостей той радиостанции, которую должностное лицо обычн

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту