рефераты по менеджменту

Культура и устойчивые формы тайного принуждения сотрудников: психологические игры, рефлективное управление

Страница
1

Вопросы обеспечения кадровой безопасности персонала на рабочих местах остаются актуальными во все времена. Каждая уважающая себя компания обеспечивает безопасный климат и проводит политику по предотвращению проявлений насилия на рабочих местах. Любые условия и факторы, способствующие формированию неблагоприятной рабочей обстановки, должны быть устранены.

Психологические игры

Само понятие психологической игры введено Э. Берном в работе «Игры, в которые играют люди». В основе психологической игры лежат трансакции, имеющие манипуляционные корни. Под трансакцией понимается акт воздействия или единица общения.

Трансакционный анализ Э. Берна представляет собой концепцию, в которой взаимодействие людей анализируется с точки зрения трех основных эго состояний «я»: Родитель, Ребенок и Взрослый.

Понятийный аппарат данной концепции включает ряд терминов, раскрываемых в работе подробно: процедуры, ритуалы, времяпровождение, игры, близость, деятельность. Игры отличаются от всех этих понятий наличием скрытого выигрыша. «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпровождения двумя основными характеристиками: скрытыми мотивами и наличием выигрыша.

Процедуры бывают успешными, ритуалы эффективными, а времяпровождение выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда драматическим. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом» [2].

Распознавание эгосостояний осуществляется посредством анализа интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевых клише, присущих конкретному типу ролей.

Эверетт Шостром на основе концепции Э. Берна выделяет определенные типы манипуляторов и показывает, что современные манипуляторы в общении используют целые системы манипуляций [4].

Манипулятивные системы Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипулятивных систем.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он опирается на бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника — «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах.

2. Пассивный манипулятор — противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым. В то время как активный манипулятор выигрывает, побеждая противников, пассивный манипулятор выигрывает, терпя поражение.

Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. Лучшие его помощники — вялость и пассивность.

3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрываний и проигрываний. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь — битва, а люди — соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Он обладает чертами пассивного и активного манипулятора.

4. Безразличный манипулятор. Он старается быть индифферентным, уходит от контактов. Его девиз: «Мне наплевать». Его методы то пассивны, то активны. На самом деле ему не наплевать, иначе он не стал бы затевать сложную манипулятивную игру. В «безразличность» часто играют супружеские пары. Угрозы развода служат прекрасным примером того, как манипулятор старается завоевать партнера, а отнюдь не разойтись с ним.

Скрытое внутриорганизационное управление людьми осуществляется на основе использования поведенческих моделей, связанных с вышеназванными манипулятивными системами.

В роли активного манипулятора в российских компаниях чаще всего выступают начальники любого уровня, карьеристы (амбициозные молодые специалисты), сотрудники, состоящие с руководством компании в дружеских или родственных отношениях, охранники, администраторы.

Он воздействует на коллег и подчиненных путем применения грубой силы (оскорбления, крика) или более изощренными способами: психологическим давлением, тонкими интригами. Активный манипулятор часто объясняет свою непримиримость к ошибкам и недостаткам других заботой о процветании компании, хотя его личная выгода состоит в том, чтобы быстро продвигаться вверх по карьерной лестнице. Он непременно использует оплошность или ошибку сотрудника для последующего воздействия на человека через чувство вины.

Все люди для активного манипулятора — соперники, реальные или потенциальные. При этом он стремится собрать вокруг себя группу лояльных и преданных ему сотрудников, которых при случае он будет защищать. Плата за подобную защиту для его коллег будет слишком высока. Более позитивным из активных манипуляторов является человек, занимающий позиции старшего товарища, «палочки-выручалочки», эксперта, наставника, «отца родного» (назовем этот тип «Спасителем»). Все жертвы воспринимают и оценивает его положительно, поскольку он никогда не действует грубо. Роль «Спасителя» в коллективе чаще играют люди в возрасте, опасающиеся конкуренции со стороны амбициозной молодежи и не умеющие (или не готовые) жестко играть по их правилам. «Спаситель» управляет окружающими за счет убеждения всех в собственной незаменимости и осуществления навязчивой опеки. Цель — повышение социального статуса, моральные и материальные бонусы.

Соревнующийся манипулятор часто является прототипом активного: он рассматривает жизнь в коллективе как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть. Цель — власть и контроль над окружением. В условиях постоянной конкуренции на рынке очень полезно направить такого манипулятора в нужное для компании русло — на борьбу с конкурентами.

Пассивный манипулятор чаще всего играет роль жертвы. Это может быть жертва развода, детей, мужа, грубого начальника, тяжелых обстоятельств, горькой судьбины, ранней любви, необ думанного поступка и т.п. Стратегия жертвы состоит в том, чтобы привлечь внимание коллег к собственным проблемам («Я такая несчастная, мне так сейчас плохо, и потому мне срочно нужна помощь») и заставить помогать себе, пусть даже за счет их собственного рабочего времени и в ущерб обязанностям. Позиция может быть такой: «Мне так плохо, что не подходите ко мне со своими глупыми вопросами, заданиями, работой…» Цель — снять с себя ответственность за свои действия и ошибки.

Женщины-манипуляторы, относящиеся к типу «Жертва», обожают ссылаться на свои якобы «куриные мозги», «техническую тупость» и полное отсутствие логики. В результате мужчина-сослуживец или начальник проникается глубоким сочувствием и уже не так строго оценивает ее ошибки или оплошности в работе. В роли манипуляторов жертв на работе могут выступать люди, испытывающие стрессовые перегрузки при самом разном уровне личной ответственности: бухгалтеры, секретари, новые сотрудники, линейные менеджеры, продавцы, водители.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту