Тут становится понятным, что для успешного проектного планирования необычайно важно уметь четко и конкретно (по пунктам) ставить цели. Здесь мы готовы полностью согласиться с теми, кто проповедует систему SMART-критериев для оценки четкости поставленных целей.
Бесконечные разговоры старушек на лавочке у подъезда - неужели это и есть то пресловутое "умение общаться", о котором говорят бизнес-тренеры? Разумеется, нет. Количество слов, сказанных в минуту, - вовсе не показатель эффективности коммуникации.
Проще говоря, коммуникативная компетентность - это знание ответов всего лишь на три вопроса: кому сказать, что сказать, и как сказать?
Отвечая на три основных вопроса коммуникации, мы формируем стратегию взаимодействия с целевой аудиторией - любым нашим контрагентом: клиентом, партнером, конкурентом, подчиненным, руководителем и т.д.
Очень важно понять, что из себя представляет наш собеседник. Чего он хочет? В каких отношениях мы с ним находимся, и какие роли исполняем? Что он значит для нас сейчас?
Не выяснив этого, невозможно ответить на следующий вопрос: что ему сказать? Ведь, чтобы быть услышанным, надо говорить на языке собеседника. "Говорите на языке клиента", - убеждают нас на тренингах продаж.
А как говорить на его языке, если мы не знаем, кто он?
Только изучив свою целевую аудиторию и сформировав для нее уникальное торговое предложение, мы переходим к ответу на последний вопрос: как?
Как донести до потребителя свою мысль, сохранив ее первозданный смысл? Никак, потому что для нас слова означают одно, а для нашего контрагента - совсем другое.
Слова - как чехлы для телефонов, в них можно вложить совершенно разное содержание. К примеру, то же слово "телефон". Произнесите его в кругу своих знакомых и спросите, что каждый из них представил себе в этот момент: кто-то представит свой любимый тоненький мобильник, кто-то - ненавистную трубку телефона на рабочем столе, кто-то - слегка застрявший в прошлом телефон-автомат, а молодая мама - огромную надувную детскую игрушку.
Итак, избежать частичной утраты смысла произносимого невозможно. Главное - минимизировать потери. Для этого имеет смысл привлекать как можно больше инструментов коммуникации.
Почему успешные презентаторы играют ритмом и громкостью своего голоса, используют проектор, активно двигаются, жестикулируют и постоянно обращаются к залу?
Потому что, и практика это подтверждает, использование как можно большего количества инструментов коммуникации позволяет добиться максимального эффекта.
Конечно, Буратино был блестящим коммуникатором: Карабасу он говорил одно, Мальвине - другое, черепахе Тортилле - третье. В этом смысле он нашел ключик не только к дверце за нарисованным очагом, но и к сердцам своих партнеров. И читателей.
Это подводит нас к следующему, четвертому, фактору успешности: эмоциональности.
Мы уже говорили, что не готовы назвать Буратино "добреньким". Однако нельзя не отметить его доброжелательность и открытость.
Как есть интеллект рациональный, так можно говорить и об эмоциональном интеллекте. В двух словах, это способность прочувствовать ситуацию, умение не только проанализировать ее с точки зрения логики, но и увидеть ситуацию в измерениях разных чувств.
Нет, успешный руководитель - конечно, не рвущая на себе волосы истеричка, но и - мы в этом убеждены - не черствый сухарь.
Вернее, даже так: те вполне успешные руководители, которые не могут позволить себе раньше времени развязать галстук, обнаруживают серьезный потенциал для еще большего роста (если только дают волю своей человечности).
Дружелюбие, искренность, доверие - это не пустые слова в бизнесе. Это вполне однозначные экономические категории.
Эмоциональная прибавочная стоимость - так определяют роль эмоций в розничной торговле.
Например, продается безделушка, себестоимость которой практически равна нулю, но просто потому, что она мне нравится, я готов заплатить за нее столько, насколько она мне нравится.
То же и в менеджменте. Эмоциональная прибавочная стоимость руководителя - ценный ресурс лидера. Обратим, однако, внимание на то, что дружелюбие и искренность не имеют ничего общего с жалостью, патронажем над подчиненными или построением дружеских / семейных отношений в коллективе.
Нет, речь не идет о самокопании, психоанализе или вечных вопросах, которыми задается русская интеллигенция. Чрезмерная склонность к рефлексии никуда не приведет.
Однако совершенно очевидно, что периодически оглядываться назад и анализировать свои поступки все же необходимо.
Что же посоветовать инновационному менеджеру в поисках успеха? Существует классический метод ситуационного анализа бизнеса, без которого не обходится ни один тренинг, - это SWOT-анализ.
Только в случае с обсуждаемым нами фактором успешности - способности к рефлексии - это не простой SWOT-анализ.
В качестве инструмента структурированной рефлексии мы предлагаем вам провести SWOT-анализ самого себя. Действительно, имеет смысл раз в полгода или даже чаще садиться и, расчертив на листочке классическую табличку, вписывать в нее, честно оценивая себя, свои сильные и слабые стороны, возможности, которые вам предоставляет внешняя среда, и потенциальные угрозы вашей успешности.
Вы можете подумать, что это пустая трата времени, мол, вы и так все знаете. Это, конечно, в какой-то степени так, но особенность нашего сознания такова, что ему трудно сразу охватить всю картину целиком. Наше внимание подобно свету фонарика, блуждающему в темноте, - то одно что-то выхватит, то другое.
Именно поэтому смысл в создании такой таблицы есть - она позволит вам увидеть всю карту ваших сильных и слабых сторон целиком.
Существует только один вид бизнеса, в котором надувательство никак не влияет на будущие результаты работы "предпринимателя". Это продажа беляшей пассажирам проходящих поездов на каком-нибудь забытом Богом полустанке.
Постоянных клиентов здесь не просто мало, их нет. Клиент приобретает товар только однажды. От вкуса и качества упомянутого беляша расписание поездов не зависит - и уже на следующий день у "предпринимателя" появятся новые покупатели.
Возможно, есть и другие примеры аналогичного бизнеса. Однако в подавляющем большинстве случаев стратегия, нацеленная на получение краткосрочной выгоды, куда менее эффективна, чем стратегия, ориентированная на построение долгосрочных, честных и открытых партнерских отношений.
Можно говорить о двух полюсах, двух крайностях в процессе выбора общей стратегии построения отношений (с близкими, партнерами по бизнесу, клиентами, подчиненными, коллегами) - партнерский и манипулятивный стили построения отношений.
Ориентация на партнерство - ключевой, на наш взгляд, фактор успеха руководителя.
Построение взаимовыгодных и, что очень важно, равнозначных по выгоде партнерских отношений - основа любого долгосрочного бизнеса, любого долгосрочного личного успеха.