Оценка единицы потребительской стоимости по степени удовлетворения определенной потребности, в конце концов, и характеризует ее качество. Поскольку потребность в данных изделиях слишком разнообразна, то эти изделия будут по-разному оцениваться потребителем, то есть иметь разное качество. Поэтому, когда мы говорим о качестве изделий, то имеем в виду определенные условия их потребления. Это, конечно, не означает обеспечения качества в ее техническом понимании как определенности свойств вещи. Но с экономической точки зрения важно знать, насколько эти свойства отвечают потребности. Таким образом, качество продукции связано со степенью удовлетворения конкретной потребности тем или другим видом продукции. Под качеством продукции следует понимать степень удовлетворения этим изделием конкретной потребности. Основным моментом в этом определении является требование, чтобы качество оценивалось только в связи с заданной конкретной потребностью.
К экономическому аспекту качества изделий принадлежит также рассмотрение соотношения между категориями «полезность» изделий и их «стоимость». Полезность показывает степень удовлетворения общественной потребности, то есть потребительскую стоимость в общественном масштабе. Безусловно, на величину полезности влияет качество изделий, но из этого не вытекает, что изделия высшего качества должны иметь и большую полезность. Величина полезности, кроме качества, зависит и от затрат на производство и потребление изделий (так называемой цены потребления). Следовательно, полезность изделия, которое имеет высокое качество, но нуждается в больших затратах, может для общества вообще и для конкретного потребителя, в частности, оказаться меньшей, чем изделия с более низким качеством, но изготовленного с меньшими затратами.
Соотношение между категориями «полезность» и «стоимость», которое является решающим в конкурентоспособности продукции, намного сложнее. Оно обусловлено взаимосвязями между категориями «технический уровень» - «качество» - «полезность» - «экономическая эффективность» - «цена продажи» - «цена использования» (последние две в сумме составляют «цену потребления»). Эти взаимосвязи могут происходить в каких-либо направлениях – прямых и обратных:
ТРвЯкКрсЕЦКсп
Условные обозначения:
ТРв- технический уровень продукции
Як – качество продукции
Крс – полезность продукции
Е – суммарный экономический эффект повышения ТРв (или Як) продукции
Ц – цена продажи продукции
-повышения или снижение показателя, который соответствующую категорию
Ксп – конкурентноспособность продукции
Взаимосвязи между категориями, которые обусловливают конкурентноспособность продукции, могут быть похожими () и противоположными (), то есть могут комбинироваться между собой в каком-либо соотношении. Благодаря этим комбинациям связи между элементами системы (Ксп, ТРв, Як и т.д.) намного сложнее, и это значительно усложняет всю систему.
На конкурентноспособности продукции в последнее время все больше влияет возможность производителя поставлять потребителю продукцию ранее своих конкурентов и обеспечивать лучшее обслуживание, сервис. Товары могут оказаться конкурентноспособными и случайно. Такая ситуация может возникнуть в условиях малого бизнеса. Крупные же компании уже давно не рассчитывают на случайность. Они тщательно занимаются изучением сегментов рынка, потребностей и возможностей потребителей (покупателей), проводят маркетинговые исследования. Если, скажем, товаропроизводителю повезло, и его продукция признана конкурентноспособной, то ему, во-первых, следует выявить причины, обусловившие такой успех, а, во-вторых, успеть принять меры для сохранения такого положения.
И еще один тезис, который характеризует экономический аспект качества товаров и от понимания которого в значительной мере зависит решение вопроса о конкурентноспособности продукции: лучше – это всегда (или почти всегда) больше. При определении экономического эффекта у потребителя от улучшения качества продукции нужно пользоваться так называемым правилом тождественности эффектов, суть которого заключается в коррекции (умножении) затрат у потребителя при пользовании изделием более низкого качества. Это касается всех параметров (свойств) качества, но вопрос о коррекции решен на сегодня только относительно двух, правда, самых важных параметров - производительности и долговечности (срока).
Социологический аспект проблемы качества связан с решением отношения субъекта к такому объективному свойству изделия, как его непосредственное потребительское качество. С точки зрения социологических позиций качество рассматривается как категория, которая отвечает закономерности распределения населения по доходам, формированию спроса на отдельные виды изделий и тому подобное. К социологическому аспекту качества близко примыкает психологический: более того, кое-кто из авторов считает последний разновидностью первого. Более целесообразно рассматривать его как отдельный аспект. Имеются такие стороны отношения субъекта к качеству изделий, которые не зависят от его (субъекта) категории в социологическом понимании, то есть эти стороны оказываются «внутри» социологической категории субъекта или независимо от этой категории и поэтому они могут быть отнесены к психологическому аспекту. Примером, который подтверждает эту мысль, имеется такая ситуация.
Как уже вспоминалось, решающим моментом в создании конкурентоспособной продукции является соотношение между категориями «полезность» и «стоимость», а последняя определяется ценой потребления, которая слагается из цены покупки изделия и цены его эксплуатации. Поскольку проявление этих цен распределено во времени, во-первых, и продолжается единовременно (первая цена) и в течение длительного времени (эксплуатационная цена) - во-вторых, то у потребителя возникает определенный сугубо психологический настрой. Если новое изделие создано лучше по качеству, но более дорогим (это самый распротраненный вариант соотношения между категориями «полезность» и «стоимость»), то потребителю приходится платить больше один раз одноразовые расходы, в то время как экономию от улучшения изделия он будет получать в течение длительного времени эксплуатации (текущие расходы). Первое, пользуясь народной пословицей, можно отождествить с «синицей в руках», вторые - «с журавлем в небе», по той же самой народной пословице, с психологической точки зрения лучше «синица в руках, чем журавль в небе». С этой же точки зрения более привлекательным для потребителя может быть вариант «хуже» - «дешевле». Психологический момент должен быть также принят во внимание при решении вопроса о повышении или сохранении конкурентоспособности продукции.