Введение
Следует отметить, что среди стратегических проблем национального возрождения и социально-экономического развития нашего государства проблема качества продукции является одной из самых весомых, практически она определяет внутреннюю и внешнюю независимость, реальную экономическую безопасность. Вопрос улучшения качества продукции должен рассматриваться как средство повышения конкурентоспособности, как непременное условие преодоления трудностей переходного периода к рыночной экономике.
Одним из условий преодоления кризиса, обеспечение стабильного развития национальной экономики является совершенствования структурно-функциональной организации и системы управления процессами качества продукции. Это обусловлено такими основными причинами: отсутствием единой стратегии взаимодействия и взаимного влияния органов исполнительной власти, общественных организаций, специалистов промышленных предприятий на вопрос качества и, как следствие, - на экономические, социальные и другие факторы обеспечения национальной безопасности Украины, общим отсутствием государственной информационной инфраструктуры, которая бы обеспечивала полную, достоверную и оперативную информацию по указанной проблеме.
Процессы развития качества, механизмы и условия на макроуровне должны отвечать таким критериям: определение целей и заданий в отрасли качества, анализ ресурсных возможностей и их реализация. Сейчас осуществить качественный и количественный анализ продукции предприятий, систем качества практически невозможно. Кроме информации Комитета по вопросам стандартизации, сертификации и метрологии, о количестве сертифицированной продукции, о количестве центров сертификации и отсутствии средств никакой информации больше нет.
В настоящее время в государстве действует большое количество законов и подзаконных нормативных актов, которые имеют отношение к проблемам качества продукции (услуг), защиты прав потребителей и окружающей среды. Однако эти законы и нормативные акты фактически не согласованы между собой, они не создают целостной системы, которая бы обеспечивала высокое качество продукции (услуг). Практически не созданы условия, которые бы были ориентованы на помощь отечественным товаропроизводителям. Не построена инфраструктура содействия предприятиям в решении проблем качества. Действующая система государственной регуляции направлена только на контроль качества продукции (услуг), на принуждение и наказание предприятий. [1, с.76]
В связи с этим в 1999 году Министерством экономики Украины была разработана концепция обеспечения требуемого качества продукции, товаров и услуг. Основная цель концепции - решение проблемы создания более эффективной системы и механизма управления безопасностью, качеством и конкурентоспособностью продукции, товаров и услуг предприятий Украины; формирование и наращивание их экспортного потенциала, а также создание на этих основах предпосылок для привлечения стратегических инвестиций в перспективные виды экономической деятельности и формирования и осуществления политики управления безопасностью, качеством, конкурентоспособностью продукции, товаров и услуг.
Основные направления этой концепции:
1. Формирование и наращивание экспортного потенциала путем создания на системных скоординированных основах соответствующих экономических, организационных, научно-технических, информационных и социальных предпосылок.
2. Создание для постепенного уменьшения зависимости Украины от импорта стратегически важных видов товаров, технологий и услуг за счет рационального использования и наращивания собственного научно-технического и производственного потенциала, быстрого внедрения современных технологий, в частности, импортированных в основные виды экономической деятельности.
3. Создание предпосылок, разработка и внедрение функционально-организационных схем и механизмов управления, которые способствуют формированию и усилению заинтересованности предприятий и промышленности в повышении уровня качества и конкурентоспособности продукции как важнейшему элементу их делового успеха.
4. Разработка и внедрение механизмов защиты внутреннего рынка Украины от некачественной продукции и услуг, недоброкачественной конкуренции и рекламы.
5. Подготовка и внедрение в Украине нормативно-правових, нормативно-технических документов в сфере безопасности и качества, требований, которые гармонизированы с признанными международными стандартами и европейскими правовыми и техническими нормами.
6 Создание экономических, организационных и социальных предпосылок и механизмов широкого внедрения на базисном уровне экономики предприятий Украины, профессиональных систем качества и систем управления окружающей средой как наиболее эффективного инструмента обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
7. Обеспечение удовлетворения требований потребителей в формировании экспортного потенциала, содействие поиску и привлечении стратегических инвесторов, рационального использования ресурсов.
8. Совершенствование и развитие научно-методической базы работ по управлению качеством и конкурентоспособностью продукции, создание на государственном и других уровнях системы информационного обеспечения работ в сфере качества и конкурентноспособности посредством применения современных информационных технологий.
9. Поддержка, совершенствование и развитие системы обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов и персонала, занятого в сфере обеспечения и улучшения качества, управления качеством и конкурентоспособностью продукции.
10. Создание системы связей с обществами, ассоциациями защиты прав потребителей, товаропроизводителей, другими общественными организациями относительно проблем безопасности и качества продукции.
Реализация концепции даст возможность создать и постепенно внедрить системы управления и механизмы координации работ по разработке и выполнению программ обеспечения и повышения безопасности, качества и конкурентоспособности продукции, создать условия и механизмы увеличения объемов производства на предприятиях Украины высококачественной и конкурентоспособной продукции, сокращения объема импорта товаров (услуг), аналоги которых изготовляются в Украине. [2]
Следует сформировать и интегрировать на уровне предприятий профессиональные, международное признанные системы качества, системы управления ресурсосбережением и окружающей средой, гармонизировать нормативно-правовые и нормативно-технические документы с соответствующими документами международных и европейских организаций по торговле и тарифам, а также данными специализированных организаций стандартизации, сертификации, аккредитации, испытаний, метрологии, здравоохранения, охраны окружающей среды, информационных технологий, энергетики, других приоритетных направлений. [3]
Исходя из того, что категория качества является сложной и противоречивой с точки зрения разных ее аспектов, рассмотрим проблему улучшения качества с позиций экономического и социологического аспектов. Прежде всего, следует отметить, что с точки зрения экономического взгляда не каждый относительно высокий технический уровень изделий является благом. Производство продукции высшего технического уровня, а следовательно, более сложного, чем это необходимо, имеет для общества те же негативные последствия, что и производство избыточного количества продукции предыдущего качества. Использование продукции высокого технического уровня там, где в этом нет прямой необходимости, приводит к омертвлению средств, уменьшает фонд накопления, сдерживает рост общественной производительности труда. По своим экономическим последствиям этот процесс тождествен процессу экономического обесценивания новых изделий, которые имеют относительно более высокий технический уровень, целиком определяющийся условиями их производительного использования или конкретной потребностью. На этот счет Я. Плоткин считает, что при оценке целесообразности улучшения качества изделий следует исходить не только, а точнее, не столько из их технического уровня, сколько из конкретных условий использования этих изделий потребителем. Иначе говоря, нужно учитывать потребительскую стоимость новых изделий в отдельных типичных сферах их использования. Экономическая сторона качества изделий определяется только в процессе их использования потребителем. Потребительская стоимость обусловлена физическими, химическими и другими естественными свойствами вещи, а также свойствами, которые ей приданы в результате целесообразной деятельности человека. Экономическая наука, в отличие от технических дисциплин, исследует не само потребление, а результат потребления той или иной потребительской стоимости, то есть с точки зрения экономического взгляда существенными являются не сами свойства изделий, а то, в какой мере они удовлетворяют определенную потребность. Потребителя не интересует природа предмета потребления как таковая; ему важно, чтобы предмет потребления имел присущие ему свойства. Совокупность определенных свойств и делает вещь предметом потребления. Однако одни и те же изделия, которые характеризуются одинаковой совокупностью потребительских свойств, по-разному удовлетворяют потребности потребителей. Один вид изделия может иметь более интенсивные полезные свойства, которые интересуют потребителя, чем другой. В связи с этим он в большей степени будет удовлетворять потребность потребителя [4].