Вторые отражают появление новых свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования ресурсов, все, что характеризует появление нового качества.
Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий их использования.
Действительно, реальное управление — это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, которые выступают средствами ее достижения и, наконец, учет конкретных условий, которые и ограничивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть, использовать для достижения цели.
Предмет управления отражает множество показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу ресурсов, основным характеристикам цели и условиям ее достижения.
В исследовании используются различные показатели по конструкции. Это показатели простые и сложные. Простым показателем является, например, количество работников в отделе, сложным (их иногда называют синтетическими, расчетными) является показатель производительности труда, эффективности, средней величины затрат времени и пр. Качество сложного показателя зависит от его конструкции и методики расчета. Конечно, именно такие показатели являются основой современного управления, ибо они полнее отражают те функции, которые присущи показателям.
Показатели могут быть количественными и качественными. Это разделение их носит в определенной степени условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных параметрах и единицах. Это разделение отражает лишь возможности точного измерения, наличие объективной шкалы оценки. Если персонал можно выразить в совершенно точных количественных измерениях, то, например, социально-психологическую атмосферу коллектива можно отразить лишь в показателях "хорошая" или "плохая", или в сочетании этих субъективных и неопределенных оценок. Может быть, эту классификацию лучше представить как группу показателей приблизительных и грубых оценок и показателей точных количественных оценок. В практике исследования необходимы и те, и другие.
Показатели в их функции средства воздействия имеют определенный организационный статус. Можно по этому их признаку выделить показатели регламентного типа, нормативного, инструктивно-информационного. Каждая из этих групп сопровождается комплексом определенных требований, которые и определяют организационный статус показателя. Регламентные — обязательны для выполнения (продолжительность рабочего дня или недели, сроки выполнения плана, количество работников и пр.); нормативные — регулируют деятельность по средним величинам или пределам отклонений (нормативная величина текучести персонала, средняя зарплата, ориентировочные сроки выполнения работы и пр.); инструктивно-информационные — дают возможность полнее учитывать конкретные условия работы, позитивный опыт.
Комплекс, разнообразие, сочетание и методологическая основа показателей — все это важные факторы успеха в исследовании управления. Показатели отражают уровень развития исследовательской работы, возможности анализа и прогнозирования. Система показателей формируется сознательно и включает не только существующие, но специально разработанные и сконструированные показатели. Управление обогащается новыми показателями и это позволяет глубже осваивать и понимать тенденции его развития. В результате измерение качественных признаков представляет собой достаточно трудную задачу. Между тем, управление большинством реальных систем зачастую требует точного измерения именно качественных, трудноформализуемых показателей.
В любом измерении присутствует три составляющие: непосредственно объект измерения, измерительный прибор или стандарт измерения и наблюдатель, то есть человек, который фиксирует значение измеряемой величины. Наблюдателем может быть и тот, кто осуществляет сведение данных статистической отчетности и ее обработку.
Наблюдатель неизбежно присутствует в процессе измерения. Поскольку особенности человеческого восприятия, его органов чувств, другие субъективные факторы вносят свои погрешности в процесс измерения, не учитывать которые нельзя.
На первом этапе составляется анкета и подбирается выборка экспертов. В качестве экспертов привлекаются наиболее авторитетные и квалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы в данной области.
На втором этапе отобранные эксперт заполняют анкеты, причем при этом выполняются требования анонимности и изолированности. Эксперты не общаются друг с другом, чтобы избежать возможных искажений.
На третьем этапе производится обработка заполненных анкет и проверка согласованности ответов. Если ответы согласованы, то выдается конечный результат. В том случае, если оценки несогласованы, производится уточнение вопросов анкеты, экспертов знакомят с ответами других экспертов. Затем производится повторный опрос и его результаты вновь проверяют на согласованность. Такая процедура повторяется до тех пор, пока не будет достигнута согласованность ответов.
Проверка согласованности ответов может проводиться с помощью графиков.
Точность измерения.
Измерение - это сопоставление определенному свойству объекта некоторого числа, характеризующего это свойство. Результат измерения, то есть число, может использоваться для анализа состояния объекта, прогнозирования дальнейшего развития ситуации и, в конечном итоге, для принятия решения.
Таким образом, от того, насколько некоторое число, называемое результатом измерения соответствует действительному положению дел зависят не только текущие выводы о состоянии объекта, но и последствия принятых решений, будущее развитие событий. Поэтому ясно, почему во всех случаях огромное внимание уделяется точности измерений.
Любое измерение производится в конкретных условиях, которые не остаются постоянными, а изменяются. Меняться может состояние самого измеряемого объекта, внешние условия, стандарт измерения, состояние измерительного прибора, и даже состояние наблюдателя. Совершенно очевидно, что все эти изменения непременно скажутся на результатах измерения, поэтому при проведении серии измерений одного и того же объекта мы получим различные значения измеряемой величины.
Таким образом, абсолютно точных измерений не бывает, в измерениях всегда присутствует некоторая погрешность.
Погрешность измерения - это отклонение измеренного значения некоторой величины от ее истинного значения.
Важной особенностью погрешностей является тот факт, что выявить погрешности можно только при нескольких измерениях. В случае одного единственного измерения мы не можем говорить о возможной величине погрешности. Оценить точность измерения в случае единственного измерения нельзя. В таких же науках как экономика и социология, зачастую просто невозможно повторить измерение, вследствие чего оценивать точность измерений в этих областях обычными методами затруднительно. Однако оценивать точность измерения необходимо всегда, поскольку без такой оценки наши знания будут неполными.