Из таблицы видно, что основные недостатки конкурентов: это небольшой ассортимент, низкое качество обслуживания и практически полное отсутствие рекламы. Продавцы предлагают подождать или сделать спецзаказ, при этом могут потерять клиентов. Так как все фирмы работают с ограниченным количеством поставщиков, то в основном берут товар на реализацию. Некоторые компании, пользуясь тем, что у них уже есть постоянные клиенты, просто могут не обратить внимания на новые потребности, при этом, теряя прибыль, руководствуясь принципом "что есть то и купят". Основное преимущество практически всех конкурентов заключается в том, что они уже достаточно долгое время существуют на данном рынке, и у них есть постоянные клиенты. Наибольшее количество баллов набрали автосалоны "Авто-Родео" и "Западно-Сибирский альянс". Преимущество первого в том, что он предоставляет достаточно широкий спектр дополнительных услуг, включая эвакуатор и прокат. Второй набирает большое количество баллов за счет продажи не только отечественных автомобилей, но и европейских. Кстати, в будущем эта фирма планирует выставлять на продажу автомобили марок Hammer и Cadillac.
Реальной проблемой, стоящей перед ООО "Омск-Ижмаш-Сервис", является повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение числа покупателей, посредством удовлетворения их потребностей. То есть для предприятия важно выяснить, как наилучшим образом удовлетворить данные потребности, что привлекает потребителя в аналогичной продукции других производителей и каков имидж предприятия на данный момент времени.
При анализе конкурентоспособности используют такой метод, как SWOT-анализ, позволяющий оценить текущее положение предприятия на рынке. SWOT-анализ для ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" представлен в табл.
Таблица 5 SWOT-анализ ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"
Сильные стороны техническая оснащенность хорошая ремонтная база высоко квалифицированный персонал грамотная кадровая политика и система мотивации персонала мобильность и гибкость коллектива |
Слабые стороны слабая рекламная деятельность отсутствие маркетинговой работы продажа и обслуживание только отечественных автомобилей небольшой ассортимент продаваемых автомобилей и оказываемых услуг |
Возможности расширение ассортимента товаров и услуг и как следствие расширение клиентуры увеличение спроса предоставление более широкого спектра услуг |
Угрозы конкуренты снижение спроса на отечественные автомобили нестабильность рыночных отношений изменение таможенной политики |
В настоящий момент фирма придерживается стратегии сохранения своей доли на омском автомобильном рынке и стратегии фокусирования на определенном круге потребителей. Исследования показали, что целевой потребительской группой для автомобилей ИЖ являются мужчины и женщины возрастом от 25 до 35 лет, начинающие водители, городские жители с доходом на уровне среднего и выше среднего. Маркетинговые исследования по потребительской оценке автомобилей "ИЖ", проведённые на московских автосалонах в 2005 и 2006 годах, подтвердили наличие спроса на эти автомобили. Порядка 25% целевой группы потребителей готовы выбрать эту модель в качестве своего следующего автомобиля.
Как говорят разработчики автомобиля "ИЖ": "Мы постарались предоставить владельцу "ИЖ" примерно тот же уровень потребительских качеств, что и у зарубежных аналогов, но за существенно меньшие деньги". Из данного высказывания можно сделать вывод, что, несмотря на то, что по идее новинка должна по ценности для потребителя равняться иностранным автомобилям этого же класса, она будет существенно дешевле. Предприятием была объявлена предварительная цена на новый автомобиль - 7500 тысяч долларов США, то есть стоимость нового автомобиля будет равняться примерно 150-170 тысяч рублей. Существующее соотношение цены и качества как раз и привлекает потребителей со средними доходами и доходами выше среднего.
Выводы:
1) Конкурентами на автомобильном рынке Омска для ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" являются компании, осуществляющие продажу отечественных автомобилей. Основное преимущество практически всех конкурентов заключается в том, что они уже достаточно долгое время существуют на данном рынке, и у них есть постоянные клиенты.
2) Недостатком стратегического управления в ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" в данное время является то, что руководство не ориентируется на будущее, не использует возможности расширения своей деятельности и ассортимента продаваемых автомобилей и оказываемых услуг, действует медлительно по сравнению с конкурентами, а также на предприятии слабо развита маркетинговая политика и рекламная деятельность.
3) ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" обладает хорошей ремонтной базой, в коллективе работают только квалифицированные специалисты, разработана грамотная кадровая политика и система мотивации персонала. Поэтому фирма имеет достаточно возможностей для разработки новой, эффективной стратегии, позволяющей повысить рентабельность продаж и достичь устойчивых конкурентных преимуществ.
3. Разработка конкурентнойстратегии ООО "Омск-Ижмаш-Сервис"
ООО "Омск-Ижмаш-Сервис" придерживается в данное время стратегии фокусирования на определенном круге потребителей (клиенты со средними доходами или дохами выше средних) и стратегии минимизации издержек (продажа относительно недорогих, доступных широкому кругу потребителей автомобилей). Цель данной главы - разработать или усовершенствовать существующую стратегию с целью повышения конкурентоспособности ООО "Омск-Ижмаш-Сервис".
В данном разделе мы рассмотрим процесс стратегического планирования.
Как известно процесс планирования состоит из следующих этапов:
1) Определение миссии организации, которая представляет собой причину ее существования. Миссия содержит следующие моменты:
задачи фирмы;
определение внешней по отношению к фирме среды (кто является клиентами фирмы и каковы их потребности).
2) SWOT - анализ.
3) Выработка стратегии.
Процесс стратегического планирования представлен на рис.1.
Что касается последнего этапа (выработки стратегии), можно сказать следующее. Для выбора стратеги необходимо определить, каких конкурентных преимуществ предприятие хочет достичь. В данном случае предприятию необходимо расширить границы своей деятельности (стратегия синергизма), расширить ассортимент товаров и услуг (стратегия инноваций и дифференциации). Возможный синтез данных стратегий поможет предприятию повысить эффективность работы, получить преимущества перед конкурентами.