г) Организационная культура (+)
В организации имеются свои нормы поведения, правила, которых придерживаются все работники. Организационная культура позволяет ориентировать сотрудников на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать их преданность и облегчить коммуникацию.
д) Использование систематизированных процедур в процессе принятия решений(+)
В процессе принятия решения руководитель использует конкретные методы, с помощью которых может быть решена проблема.
3. Маркетинг:
а) Продукция, продаваемая предприятием (конкурентоспособность) (+) Продукция предприятия ООО «Морозко» конкурентоспособна, так как производимая валяная обувь высоко качества, цены ниже, чем у конкурентов, большой объем продаж.
б) Возможность обслуживания рынков, не доступных конкурентам (+) Так как предприятие, кроме стационарного способа продажи продукции использует еще и разъездной способ, то это дает возможность обслуживать рынки, не доступные конкурентам.
в) Сбор необходимой информации о рынке (–)
К сожалению, это является слабой стороной предприятия, потому что предприятие не занимается сбором информации о рынке, хотя, это бы помогло большей реализацией продукции.
г) Организация сбыта: знание потребностей потребителей (+) В основном, большим спросом валяная обувь пользуется у сельского населения. Именно они являются главными потребителями данного вида продукции.
д) Имидж, репутация и качество продукции (+)
ООО «Морозко» выпускает валяную обувь очень высокого качества, в ней всегда тепло и удобно, она соответствует всем нормам ГОСТа. Кроме того, валяная обувь ООО «Морозко» зарекомендовала себя с хорошей стороны на рынке. Большинство потребителей стараются покупать валяную обувь, изготовленную именно этим предприятием.
е) Продвижение товаров на рынок и их реклама (–)
Это является слабой стороной предприятия, так как продукция ООО «Морозко» практически не рекламируется.
ж) Ценовая политика (+)
Предприятие старается установить цену ниже, чем у конкурентов, и в зависимости от ситуации на рынке может ее изменять.
4. Финансы:
а) Отношение к налогам (+)
ООО «Морозко» исправно платит все налоги, которые ему причитаются. За все время работы предприятия, у него не разу не было задолженности перед налоговыми органами.
б) Платежеспособность (+)
Предприятие имеет устойчивое финансовое положение, своевременно погашает свои платежные обязательства, и не имеет никаких задолженностей.
в) Рентабельность(+)
ООО «Морозко» имеет высокий уровень рентабельности, то есть это значит, что работа предприятия эффективна, и прибыль превышает над затратами.
г) Эффективность системы учета (+)
Предприятием освоена автоматизированная система учета, это значительно облегчает трудоемкость процесса учета, и не одна деталь не упускается из виду, что в значительной степени повысило эффективность учета всей информации.
д) Планирование прибыли (+)
Предприятие занимается планированием прибыли. А затем уже на основе этого плана стремится добиться желаемой прибыли.
3.3.3 Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
В самом общем плане различают четыре основные стратегических альтернативы, стоящие перед организацией.
Стратегия ограниченного роста. Эту стратегию применяют большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии
Предприятие ООО «Морозко» придерживается «Стратегии ограниченного роста», так как у предприятия стабильное положение на рынке, продукция пользуется спросом. Так же эта альтернатива является наиболее удобной, так как цели развития, корректируются на изменяющиеся условия, менее рискованной. С выбранной стратегической альтернативой наиболее точно увязывается эталонная стратегия «Стратегия развития рынка», относящаяся к группе «Стратегии концентрированного роста», потому что организация стремится расширить свой рынок за счет проникновения на новые географические рынки.
Проанализируем силу отрасли бытового обслуживания, в которой действует предприятие ООО «Морозко» по основным экономическим показателям:
1. Темпы роста рынка.
Темпы роста рынков, на которых работает предприятие ООО «Морозко» высокие. Продукция пользуется большим спросом на рынке.
2. Прибыльность (доходность) отрасли.
Для данной отрасли уровень прибыльности несколько ниже среднего уровня, что ведет за собой незначительный приток капитала в отрасль.
3. Размеры рынка.
Предприятие из-за небольших размеров рынка постоянно стремится расширить свои позиции на рынке.
4. Технологические изменения. Технологические изменения в отрасли практически не осуществляются.
5. Характеристика продукции.
Предприятие ориентировано на производство только одного вида продукции – валяной обуви.
6. Масштабы конкуренции. Уровень конкуренции в отрасли относительно невысокий.
3.3.4 Реализация стратегического плана и его оценка
После стратегического планирования наступает реализация выбранной стратегии. Для того, чтобы контролировать и управлять процессом реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей руководители должны разрабатывать подробные планы, программы, проекты и бюджеты.
Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Успешная реализация плана требует разработки краткосрочных и долгосрочных программ, политики, тактики, процедур и правил, а также разработки бюджета.
Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными, оно разрабатывает и краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными. Такие короткие стратегии называются тактикой. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается, тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена. При этом тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, поэтому тактические результаты быстрее проявляются. Стратегический план разбивается по годам. Поскольку экономическая ситуация постоянно меняется, то применяется эластичное (адаптивное) планирование, которое подразумевает ежегодную коррекцию планов.
В республике в течение последних 3-х лет наблюдается снижение объемы продаж валенной обуви через сеть розничной торговли.
Эта тенденция вызвана, в основном, развитием «подпольного» производства данного вида обуви в и снижением жизненного уровня людей в течении последних лет. Высокие темпы инфляции и практическое отсутствие индексации доходов населению сыграли свою негативную роль в данном процессе.
На основе результатов анализа рынка, приобретаемое количество валенной обуви на 1-го человека с 2003 года по 2004 год изменялось в промежутке от 0,5 до 0,8 пар соответственно. Это противоречие можно объяснить более масштабным проникновением на местные рынки нелегальной, низкокачественной и более дешевой продукции, которая удовлетворила своей доступностью тот спрос, который присутствовал на рынке. Массовый покупатель, чей уровень жизни претерпел значительное снижение, сопоставляя свои возможности и потребности, сделал свой выбор на более дешевом варианте приобретаемого продукта. На данном этапе производители сертифицированной продукции постепенно теряют свои сегменты рынка, состоящие из малоимущего и низкооплачиваемого контингента покупателей.