рефераты по менеджменту

Карьерный "зигзаг" как неудача, дауншифтинг или "ход конем"

Страница
2

Это явление (а точнее, понятие), сравнительно недавно «перекочевавшее» к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо русскому человеку по многочисленным историческим фактам: «опрощение», «толстовство», «хождение в народ», отказ от власти и денег и уход в монастыри и скиты, сложение царских полномочий - вот далеко не полный перечень примеров дауншифтинга «по-русски».

Совершенно неслучайно в современном, в частности российском, бизнесе дауншифтинг получил широкое распространение. Один из его вариантов - стремление деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью и статусом, нет необходимости в контроле неконтролируемых бизнес-процессов, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форсмажорных обстоятельств различного масштаба и т.д.

Подобный уход, выглядящий в некоторых случаях как «отключение» от всех проблем, например, с помощью алкоголя, экстремальных развлечений, полной смены окружающей обстановки (как вариант - жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке), в известной степени вынужденный шаг.

Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на карьеру, и на потребности, и на статус, и вообще на жизнь. К тому же причины глобального кризиса, плоды которого мы уже начали пожинать, заключаются в том числе и в нежизнеспособности старой психологической модели социально-экономических отношений.

Очевидно, что в условиях функционирования этой модели количество порождаемых ею противоречий переходит в качество, т.е. в глобальный социально-экономический коллапс. Несостоятельность некоторых психологических установок и стереотипов, в рамках которых главным образом и существовал до сегодняшнего дня бизнес («Цель бизнеса и карьеры - прибыль», «В бизнесе и карьере не обойтись без манипуляций другими людьми» и т.д.), становится все более очевидной.

Некоторые люди, попавшие в жесткие условия построения карьеры, начинают «на собственной шкуре» чувствовать, что бизнес, задача которого приносить прибыль, не существует сам по себе: бизнес «делает» человек, и эта связка неразрывна.

Но деловые люди, чья основная цель - строить карьеру, «выколачивая» из всего деньги, это еще и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на ее качество.

Карьера, статус, уровень благосостояния, безусловно, могут быть значимыми факторами, играющими важную роль в процессе удовлетворения человеком своих потребностей, но не единственными, особенно если речь идет о максимально полной самореализации.

Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса («кто кого»), помимо чувства радости от удовлетворения своих потребностей, азарта от «охоты» и игры «на миллиарде», упоения от погони за властью и статусом, потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт (а как иначе, если на тебя все время кто-нибудь «охотится» и эта «охота» является основным и неизменным содержанием жизни): дискомфорт, оттого что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя; боль и страх, оттого что рано или поздно ты становишься «добычей» более проворного «охотника»; путаница, оттого что непонятно, как вообще можно строить жизнь иначе.

Огромное количество бизнесменов, активных и деятельных, по сути, постоянно сталкиваются с событиями, вызывающими боль и страх, либо находятся в ожидании этих событий и переживаний (последнее часто еще хуже для психического и физического здоровья человека с точки зрения патопсихологии).

Эти состояния, естественно, возникают на фоне постоянной «войны»: противостояний, нападений, манипуляций, уничтожений вплоть до физических. Отсюда злость и агрессия, и уже не только в виде защитной реакции. Многие знают о том, что «лучшая защита - это нападение» и что нужно готовиться к войне, если хочешь мира. Эта философия (по сути, философия страха и ответного насилия) стара как мир.

Она вполне актуальна и сегодня: приобретая характер доминирующей, она привносит в человеческие отношения все больше недоверия и, как следствие, стремление к дистанцированию друг от друга.

Подобные социальные явления выступают в качестве своеобразного индикатора устойчивого дисбаланса в триаде «человек - деньги - власть» в пользу денег, власти и экстенсивного развития бизнеса для удовлетворения неуклонно растущих потребностей. Неудивительно, что это приводит, как правило, к психическому и физическому истощению делового человека, так же как приводит к истощению организма потребность наркомана в очередной дозе. Главный вопрос, который в этой ситуации некоторые начинают себе задавать: «Зачем мне все это?» Человек, всецело подчиняющий свою жизнь погоне за «металлом» и статусом, судя по всему, обречен на внутренний кризис, в лучшем случае на такую его форму, как вынужденный либо сознательный дауншифтинг.

Восприятие карьерного «зигзага» как «хода конем»

Рассмотрим теперь действия в обстоятельствах КЗ, которые можно образно назвать «ход конем», или «психологическое айкидо».

Напомним, что главный принцип японской борьбы айкидо заключается в том, чтобы действия противника обратить против него самого, противопоставляя его силе мягкость. В отечественной боевой традиции «любки» существует аналог этого принципа, который называется «позволение»: боец позволяет противнику нанести удар, но, будучи физически гибким, пластичным и мягким, добивается того, что действия нападающего для него неопасны - все удары проходят «вскользь».

При этом боец собран и внимателен, но не напряжен, поэтому защищен и своевременно получает достаточно информации для эффективной обороны и атаки. И восточный, и отечественный стили ведения боя часто напоминают танец, хотя техника «любков» отличается от техники айкидо.

К чему мы говорим об этом? Кто в данном случае атакует и кто защищается? Как, используя эти принципы, подойти к разрешению конкретной ситуации КЗ? Приведу наглядный пример из своей практики. Однажды в режиме онлайн я отвечал на вопросы, касающиеся проблем развития бизнеса в условиях кризиса. Ниже дословно приведен один из таких вопросов и ответ на него.

Вопрос: «Все говорят, что кризис - это время широких возможностей для бизнеса. Что это значит? Есть ли у психолога, коуча или бизнестренера рекомендации, как найти эти возможности?» Ответ: «Представьте, что к вам в офис пришел бизнес-консультант и дал бесплатную консультацию по основным вопросам, касающимся организации вашего бизнеса.

Он подробно рассказал вам о слабых сторонах бизнес-процесса в обстоятельствах кризиса и подчеркнул сильные стороны. Вы благодаря этому теперь лучше понимаете, что необходимо изменить, усилить, поддерживать и развивать, для того чтобы ваш бизнес был более устойчивым и рос в этих условиях. Именно в роли такого консультанта и выступил кризис.

Вы можете самостоятельно или с коллегами проанализировать максимально возможное количество событий и изменений (положительных и отрицательных, с вашей точки зрения), произошедших с вами и вашим бизнесом в результате кризиса. Извлеките из этого анализа уроки и действуйте, используя имеющиеся в вашем распоряжении возможности».

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту