Потребность в творчестве проявляется в направленности тренера на решение новых, нестандартных проблем, разработку креативных программ, формулировку новых идей. В условиях тренинга полезны "мозговые атаки" по нерешенным вопросам, в которых участвует большинство слушателей, это придает тренингу поисковый характер и создает условия творческой свободы в группе.
"Мозговая атака" может проводиться не только в группе, но и индивидуально. "Атакуй свою голову!" — такой призыв я услышала от одной из участниц. Другими словами, умей самостоятельно находить ответы на сложные вопросы, проявляя гибкость и креативность.
Потребность тренера в общении — это его способность активно коммуницировать с участниками в ходе тренинга, никогда не проявляя усталости и раздражения. Кроме того, тренер общается со слушателями в кофе-паузах и во время обеденного перерыва. Нередко именно в неформальных зонах слушатели задают самые интересные вопросы, и на них необходимо ответить. Желательно, чтобы тренер принимал участие в выездных тренингах во внеучебное время, корпоративах. В этом случае, правда, рекомендуется держать разумную дистанцию, не смешивая профессиональное и личное. После тренинга тренер общается со слушателями в режиме онлайн: высылает дополнительные материалы, консультирует, отвечает на вопросы, разбирает кейсы. Это может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Динамика творческого потока на тренинге обеспечивает погружение слушателей в процесс. Такие условия облегчают обучение серьезным, сложным темам за короткое время. Проще говоря, если люди забывают о своих рабочих проблемах и мобильных телефонах и полностью погружаются в обучение, это один из лучших показателей эффективной реализации тренинга. Учебно-развивающий динамический процесс активного обучения на тренинге имеет шесть стадий:
1) начало контакта;
2) подъем и мотивация;
3) сопротивление и возражения;
4) высшая точка;
5) успокоение;
6) завершение.
Наличие эффективных навыков позволяет тренеру на каждой стадии обучения быть в центре событий, выступая ключевым фактором развития.
Начало контакта — 80% успеха тренинга
Перед началом тренинга люди собираются в учебной аудитории. Они заняты своими делами: пьют кофе, разговаривают по телефону, что-то записывают, молчат, смотрят в окно и т.п. У каждого свои проблемы и заботы. За несколько минут до начала они рассаживаются по своим местам и постепенно настраиваются на обучение: выключают телефоны, листают раздаточный материал, с ожиданием смотрят на тренера. В этот момент у разных людей возникает общее состояние готовности к обучению.
Наступает время занятия, и тренер выходит в центр. Приветственные слова, его внешний вид, настроение, выражение лица — все это начинает работать на позитивный результат обучения с первых минут контакта с аудиторией. Пока люди только начинают включаться в обучение, рассматривают тренера и стремятся его понять.
Некоторые из слушателей знают тренера по его книгам и статьям, видели его фотографию в Интернете. Другие видят и слышат его в первый раз. В любом случае происходит общее знакомство тренера с группой и группы с тренером. Важно, что в эти 10–15 минут происходит зарождение творческого потока, в котором инструментом и ведущим фактором является тренер.
Задача тренера — сделать группу единым коллективным субъектом и повести за собой. У людей должно возникнуть общее желание двигаться к цели, получать информацию, опыт. Выходя с особым настроем, тренер заражает этим состоянием слушателей, погружает их в особую действительность, более насыщенную, интенсивную и яркую, нежели их жизнь и работа. Итак, в момент начала тренинга тренер:
привлекает внимание группы;
удерживает внимание слушателей, концентрируя его на теме занятия;
презентует себя, вызывая интерес и доверие;
устанавливает оперативный эмоциональный контакт с аудиторией.
Подъем и мотивация
Стадия подъема и мотивации наступает сразу же после начала контакта и обычно продолжается до получаса. Увлекая за собой, тренер активизирует внимание слушателей, поднимает их энергию и мотивирует на обучение. На этой стадии участники определяют, будет ли им интересна тема тренинга, смогут ли они проявить доверие к тренеру, оправдаются ли их ожидания. В случае успеха тренер увидит заинтересованные глаза слушателей. В противном случае многие участники будут открыто демонстрировать раздражение и неприятие. Понять их можно: они оплатили занятия и теперь тратят свое свободное и рабочее время. Как клиенты, они имеют полное право получить высококачественный учебный продукт. Обращать внимание на невербальные сигналы необходимо в течение всего тренинга, но особенно в начале и на стадии подъема: еще есть время сменить тактику ведения группы, при необходимости добавить темы, интересные для большинства участников. На этой стадии важны способности тренера к:
четкому и структурированному изложению материала, логичному выстраиванию учебного занятия;
передаче мотивации к обучению и развитию;
постоянной диагностике состояния участников группы;
консолидации участников в единую группу.
Сопротивление и возражения
Сопротивление и возражения — признак того, что стиль тренера и тема тренинга "цепляют" слушателей, не оставляют их равнодушными. Кроме того, многие участники именно на этой стадии освобождаются от мыслей о работе и включаются в процесс. Роль тренера здесь особенно важна. Возражают всем, даже самым успешным и опытным. Бояться этого не следует, даже наоборот, нужно радоваться. Позитивное отношение тренера к возражениям помогает ему сохранить уверенность, лидерскую позицию. Также тренер должен продемонстрировать силу характера, решительность и компетентность. Известно, что информации по учебной теме нужно знать больше, нежели заявлено в программе. В этом случае всегда есть возможность сформулировать дополнительный аргумент, привести яркий пример, разобрать кейс из практики работы конкретной компании. Если тренер успешно преодолел возражения, люди, признавая его авторитет, начинают раскрываться, вступать в активный диалог, задавать вопросы, высказывать свое мнение и делиться опытом. Если же справиться с сопротивлением не удалось, не стоит терять присутствия духа. Нужно постараться выдержать удар, преодолеть неприятные ощущения и в будущем учесть свои ошибки. На этапе возражений тренер демонстрирует следующие навыки:
разнообразный и широкий профессиональный опыт;
правильную самооценку, уверенность в себе;
позитивное мышление;
способность к внимательному и активному слушанию;
умение работать с возражениями;
ведение дискуссии.
Высшая точка
Если тренинг проходит в активном режиме и группа включена в интересную работу, все чувствуют радость и удовольствие, происходит полное растворение в происходящем, люди забывают о работе, время летит незаметно. В конце учебного дня многие восклицают: "Как быстро прошел день!" Нередко сравнивают роль современного тренера с ролью древнего шамана: он побуждает людей петь, танцевать и т.д. Нам всем хочется хоть на некоторое время уйти от реальности, почувствовать драйв и свободу. Это и случается на хорошем тренинге. В таком состоянии формирование новых навыков происходит легко. Уставшие от офисной работы люди меняются на глазах, полностью включившись в интересный и увлекательный процесс обучения. На этой стадии бизнес-тренер должен обратить внимание на следующие качества: