Численность муниципальных служащих органов Управления образования города Калуги на 01.09.2008г. составила 54 человека. Средний возраст муниципальных служащих органов Управления образования составляет 43 года.
В отделе дошкольного образования средний возраст работников – 40 лет, в отделе общего и дополнительного образования средний возраст работников составляет 42 года, в отделе кадрового и правового регулирования образовательной деятельности - 35 лет, в отделе мониторинга и анализа развития системы образования средний возраст работников – 37 лет, в отделе по охране прав детей – 44 года, в отделе молодежной политики – 40 лет, в планово-экономическом отделе средний возраст работников составляет 45 лет.
Степень образования у работников Управления образования различна
С высшим образованием |
94% |
Со вторым высшим образованием |
6% |
Со средним образованием |
1% |
Со средним специальным образованием |
2% |
Со средним профессиональным |
3% |
Имеют педагогический стаж от 5 до 10 лет |
60% |
Имеют педагогический стаж от свыше 10 лет |
7% |
Педагогические работники пенсионного возраста |
3% |
Имеют квалификационную категорию |
22% |
Имеют звания и награды |
8% |
Процентное соотношение мужчин и женщин в органах Управления образования составляет соответственно 28% и 72%. Такой сравнительно высокий процент женщин можно объяснить их преобладанием на муниципальных должностях муниципальной службы, отнесенных к категории "специалисты", которых большинство.
С 15 сентября 2008 года началось повышение квалификации муниципальных служащих Управления образования по программам: "Бюджетный учет и отчетность", "Формирование местных бюджетов". В конце сентября сотрудники принимали участие в семинаре: "Казначейское исполнение бюджета", проводимом Академией Народного Хозяйства при Правительстве РФ и Санкт-Петербургской академией управления и экономики при участии Комитета финансов Ленинградской области.
По результатам анализа кадрового состояния и выявленных структурных соотношений может быть проведен прогноз развития кадровых потребностей для производственной и непроизводственной сфер деятельности. В качестве базы для такого прогноза должен использоваться прогноз социально-экономических показателей сфер деятельности.
Анализ перспективной кадровой потребности с учетом предстоящего развития (по опросам первых лиц и кадровых служб) показывает, что:
1) |
текущая потребность в кадрах и потребность на перспективу практически совпадают и касаются, в основном, профилирующих для каждой организации профессий, как по категориям рабочего персонала, так и по категории специалистов; |
2) |
в перечнях специальностей, определяющих кадровые потребности отдельных организаций, встречаются различные специальности; |
3) |
повышению квалификации работников посредством направления их на кратковременные специализированные курсы и стажировки отдает предпочтение наибольшее количество руководителей; |
4) |
практика приема на работу новых работников в основном опирается на следующие (в последовательности по важности) критерии отбора: |
— |
опыт работы по специальности; |
— |
наличие документа об образовании; |
— |
ограничения по возрасту. |
Вопросы трудовой мотивации являются важными для любой организации, так как известно, что эффективный работник — это высоко мотивированный работник.
3. Рекомендации по совершенствованию кадрового потенциала в Управлении образования города Калуги
Проблема мотивирования труда является одной из самых острых проблем, стоящих перед современными российскими организациями. Традиционно работа по формированию системы мотивации строится таким образом: в организации уже действует некая система оплаты труда, но администрация осознает необходимость ее изменения. Однако представление о желаемой системе мотивации зачастую строится на неверном представлении о реальных трудовых мотивах персонала.
Типичные проблемы, связанные с низкой мотивацией персонала, приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Проблемы, связанные с низкой мотивацией |
1 |
Высокая текучесть кадров |
2 |
Высокая конфликтность |
3 |
Низкий уровень исполнительской дисциплины |
4 |
Некачественный труд (брак) |
5 |
Нерациональность мотивов поведения исполнителей |
6 |
Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения |
7 |
Халатное отношение к труду |
8 |
Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников |
9 |
Проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности предприятия |
10 |
Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных |
11 |
Низкий уровень межличностных коммуникаций |
12 |
Сбои в производственном процессе |
13 |
Проблемы при создании согласованной команды |
14 |
Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников |
15 |
Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником |
16 |
Низкая эффективность методов нормативного описания труда |
17 |
Неудовлетворенность работой сотрудников |
18 |
Низкий профессиональный уровень персонала |
19 |
Безынициативность сотрудников |
20 |
Негативная оценка персоналом деятельности руководителя |
21 |
Неудовлетворительный морально-психологический климат |
22 |
Недостаточное оснащение рабочих мест |
23 |
Организационная неразбериха |
24 |
Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва |
25 |
Неразвитость социально-бытовой и культурной сферы предприятия |
26 |
Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию |
27 |
Неналаженность системы стимулирования труда |
28 |
Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником |
29 |
Низкий моральный дух в коллективе |
30 |
Проблемы в управлении персоналом, склонным к честолюбию, карьерному росту |