Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Чтобы разработать действенную систему мотивации на предприятии, руководители должны знать какие у их работников потребности, и критерии мотивации. Проанализировав организацию "ШЧ - 11", я выявил такие критерии:
Человек хочет выразить себя в результатах труда, поэтому мерки выполнения заданий должны быть всегда высокими, чтоб не страдало достоинство работников.
Человеку важно чувствовать что он незаменим для коллектива. Успех его должен быть замечен, и признан, иначе это приведет к разочарованию.
Инициатива работников снижается, если их усердие приводит лишь к дополнительной нагрузке и не компенсируется оплатой труда.
Исходя из этих критериев, и из других особенностей организации можно выявить следующие методы мотивации:
1) заработная плата.
в принципе самый главный метод мотивации, так как люди для того и идут на работу чтоб получить деньги, за бесплатно работать не будит ни один сотрудник. Очень много людей считают их средством удовлетворения потребностей с абсолютным мотивационным потенциалом. Частично это верно, потому что единственным теоретиком, который непосредственно изучал действие денег как мотиватора, был Ф. Герцберг, и он делал вывод, что деньги, в лучшем случае, лишь предотвращают неудовлетворение и не являются мотиватором.
Есть несколько правил использования денег в качестве мотиватора:
Желанием получить деньги, можно мотивировать (в определенное время) почти каждого человека.
Деньги не являются конечной целью, они лишь индикатор положения человека.
Людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
Существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег. В таких случаях менеджер должен искать более подходящие пути удовлетворения потребностей.
2) разовая денежная премия.
Выдается за наиболее интенсивный и производительный труд, активное участие в жизни организации, за какие либо достижения и т.д.
3) рабочая среда.
Обстановка в которой осуществляется работа, очень важна. От этого может зависеть качество выполненной работы, сроки ее выполнения.
Конкретно должны быть такие условия:
доверительные отношения;
удобный график работы;
атмосфера взаимопомощи;
сплоченность коллектива.
4) полезность в работе.
Люди хотят чувствовать себя частью организации в которой они работают. Для этого необходимо сообщать работникам информацию о работе предприятия, о проводимых акциях. Принимать участие в жизни коллектива работников. Проводить различные собрания, совещания. Интересоваться мнением, взглядами работников.
5) стабильность.
Если человек постоянно живет под реальной угрозой увольнения, от него невозможно ждать максимальной отдачи в работе.
6) собственное развитие.
Собственное развитие для работника важно, потому что это дает ему опыт работы, благодаря чему он становится более востребован. Это может быть повышение квалификации, уровня образования, приобретение новых профессий и т.п.
7) интерес к работе.
Естественно, что у работника должен быть интерес к своей работе, иначе толку от него мало. Когда работник "горит" своей работой, когда он очень увлечен, он получает огромный стимул к труду.
8) делегирование
Делегирование освобождает от рутинной и малоответственной работы
руководителя организации, и дает время для более ответственной - планирования, организации, мотивирования, и контроля. Увеличивает возможности руководителя. Сокращает задержки принятия решения - если поручения приближены к точке выполнения соответствующей работы. Позволяет принимать решения на том уровне где известны подробности выполняемой работы. Развивает способность персонала принимать решения, достигать цели и брать на себя ответственность.
Делегирование происходит по следующим правилам:
каждому исполнителю ставится комплекс задач, с учетом его квалификации, знаний и опыта;
определяются конкретные обязательства;
исполнители наделяются необходимыми правами.
Использование методов мотивации в работе руководителя "ШЧ - 11", я выявил при наблюдении за работой сотрудников организации, из личных бесед с руководителем, при знакомстве с документацией.
На основании этого я могу сделать следующие выводы:
руководитель имеет опыт;
легко разрешает сложные ситуации;
находит контакт с подчиненными;
умело использует организационно - административные, и экономические методы управления мотивацией подчиненных;
Но довольно неактивно используют социально - психологические методы.
Заключение
Мотивация в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создается впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то все равно ведут они себя так потому, что уверены, что это лучший способ достижения собственных целей. Рабочие занимаются тяжелым физическим трудом, соглашаются работать дополнительные часы, выдерживают большое напряжение, и все потому что уверены, что эти негативные аспекты их работы приемлемы, учитывая ту награду, которую они получают для себя и для тех, кто занимает важное место в их жизни.
И проведя исследование участия мотивации в работе руководителя и жизни фирмы в целом, я могу, точно сказать что МОТИВАЦИЯ это действительно один из важнейших процессов в менеджменте, наравне с организацией, планированием, контролем. Что вполне легко объяснимо, ведь рабочие, это в первую очередь люди, личности, а значит у них есть требования, желания, принципы. И если не мотивировать рабочих, ни дать им удовлетворять свои потребности, процесс контроля будет невозможен, а бес контроля нет организации, а значит и планирования.
И вот из всех этих тонкостей, и вытекает важность мотивации.
Приложение № 1. "Внешняя среда организации"
Приложение № 2: "мотиваторы действующие на работника"
Приложение № 3. диаграмма "действие методов мотивации на результаты работы организации"